Общеправовые основы СРО в строительстве

СРО в строительстве признается некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и/или юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, сведения о которой внесены в государственный реестр СРО (п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Порядок и условия для приобретения некоммерческими организациями, объединяющими субъектов строительной деятельности, статуса саморегулируемых установлены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО), а также новой гл. 6.1., внесенной в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 22 июля 2008 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

СРО в строительстве создается в форме некоммерческого партнерства. Затем она должна достичь соответствия установленным законом требованиям относительно минимального количества ее членов, наличия компенсационного фонда определенного размера, а также утверждения ряда обязательных документов. Некоммерческая организация, соответствующая этим условиям, приобретает статус саморегулируемой путем внесения сведений о ней в государственный реестр СРО строительной сферы. Его ведение поручено Ростехнадзору.

В зависимости от выполняемых работ СРО в строительстве могут основываться на членстве:

  • лиц, выполняющих инженерные изыскания;
  • лиц, подготавливающих проектную документацию;
  • лиц, осуществляющих строительство.

При этом на практике многие организации строительного комплекса осуществляют все перечисленные виды деятельности, имея одновременно государственные лицензии как на проектирование, так и на инженерные изыскания и строительство. Таким компаниям, по-видимому, придется становиться членами сразу нескольких СРО в строительстве, что повлечет за собой значительные расходы в виде регулярных членских взносов, а также взносов в компенсационные фонды.

Подрядчик, не являющийся членом СРО в строительстве всех трех видов, не может выступать стороной по так полюбившимся инвесторам строительным контрактам типа turnkey, предусматривающим его ответственность как за проектирование, так и за строительство объекта вплоть до ввода в эксплуатацию.

В том случае, если компании строительного комплекса не будут совмещать членство в СРО в строительстве всех трех видов, юристам, по-видимому, придется в целях защиты интересов заказчиков-инвесторов разрабатывать новые формы строительных контрактов со множественностью лиц на стороне подрядчика.

Кроме того, качество работ по проектированию напрямую зависит от качества инженерных изысканий в СРО в строительстве. Ранее проектные организации, как правило, имели лицензию и на их выполнение. Объединение названных видов деятельности представляется целесообразным еще и потому, что на государственную экспертизу, как правило, подаются одновременно и проектная документация, и результаты инженерных изысканий. Заказчик при этом, с одной стороны, не хочет принимать в качестве результата работ подрядчика результаты инженерных изысканий до их оценки государственной экспертизой, а с другой стороны, не заинтересован в прохождении последней в два этапа (на первом ею оцениваются результаты инженерных изысканий, представленные одним подрядчиком, а на втором - проектная документация, подготовленная другим подрядчиком на основе ранее выполненных инженерных изысканий), так как этот процесс увеличивает срок предстроительной инвестиционной фазы.

Следует отметить, что на рассмотрение в Государственную Думу РФ внесены три законопроекта "О внесении изменений в главу 6.1. Градостроительного кодекса РФ", каждый из которых предлагает ввести четвертый вид СРО в строительстве, так называемые комплексные, основанные на членстве лиц, выполняющих как инженерные изыскания, так и подготовку проектной документации и строительство. Вместе с тем обсуждается ограничение права на участие в них либо по территориальному, либо по отраслевому признакам. Пока трудно прогнозировать, какой законопроект "доживет" до статуса закона.


компенсационные фонды Источник



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: