Как в одной женщине могут уживаться добро и зло? Изабелла I Католичка
Испанские придворные художники времен Средневековья, создавая орнаменты на стенах, часто сплетали три буквы «И». Эти буквы означали: Инквизиция, Испания и Изабелла. Изабелла I Испанская, объединившая Кастилию и Арагон в гордую, непобедимую Испанию. Изабелла I Католичка, создавшая ту самую инквизицию — ужас и бич всей средневековой Европы. Королева, объявившая «реконкисту» — священную войну против мавров за освобождение Пиренейского полуострова от неверных.
Эта женщина — истинная Королева. История редко судит строго великих людей, тем более царственных особ. Вот и Изабеллу далеко не все историки осуждали. Да, за те ужасы, которые творились с ее подачи, она удостоилась разных эпитетов. Например, Карл Маркс в «Хронологических выписках» называл ее не иначе, как «католической скотиной» и «ханжой». И не он один. Но были авторы, которые и восхищались Изабеллой.
Несмотря на то, что ее религиозный фанатизм уничтожил десятки тысяч невинных в большинстве своем людей; несмотря на жестокие, захватнические войны, которые вела эта правительница и даже лично участвовала в них, многие авторы называют ее Великой Королевой. Для монархов критерии несколько иные, чем для обычных людей. Хотя больше всего ей подошло бы прозвище — Фанатичка.
Нет сомнений в жестокости Изабеллы Испанской. Но это неудивительно, ведь она родилась кастильской принцессой династии Трастамара. Представители этого рода мягкостью не отличались. С детства Изабелле внушали величие и исключительность, жестокость и надменность. В большинстве правящих династий того времени так было принято.
Но, как ни странно, Изабелла была любящей женой и нежной матерью. Безумно и бесконечно любила своего супруга Фердинанда Арагонского. Мало того, что этот брак способствовал объединению Кастилии и Арагона в единую Испанию, он еще и стал образцом идеальной семьи, какую и сейчас не часто встретишь. Вступая в брак с принцем Фердинандом, Изабелла много потребовала. Например, ставить свою подпись рядом с подписью мужа на важных документах, участвовать в решении всех государственных вопросов, равноправия практически во всех сферах. Дерзко по тем временам, когда роль женщины, пусть даже и королевы, не была ведущей.
Фердинанд легко согласился на все. Он вообще всю их совместную жизнь во всем соглашался с супругой. Но это не значит, что король был подкаблучником. Изабелла исполняла любое его желание, стоило его только озвучить. Будучи более хитрым, с гибким умом, Фердинанд быстро понял и признал авторитет жены, которая обладала волевым и решительным характером. В награду за покладистость королева души не чаяла в муже. Это был на редкость гармоничный союз, так редко встречающийся между царствующими особами. Супруги имели общие политические интересы, а в личной жизни уравновешивали и дополняли друг друга. Оба были верны друг другу. Современники шутили, что фавориткой короля является королева, а фаворитом королевы — король.
Изабелла и Фердинанд очень серьезно относились к воспитанию и образованию детей, всегда находили время выслушать их, научить чему-то, посоветовать. Тем более непонятна такая жестокость в женщине. Будучи настолько счастливой в личной жизни, демонстрируя хорошо развитый материнский инстинкт, Изабелла совершенно спокойно отправляла людей на мучительную смерть. Как же могли уживаться абсолютно противоположные сущности в одной женщине? Ответ есть: религиозный фанатизм. Для фанатика цель оправдывает любые средства. Фанатик не знает, что такое сомнения. Он уверен, что поступает правильно. А если он еще и абсолютной властью обладает, это настоящая беда.
Только по сохранившимся данным можно насчитать более тридцати тысяч сожженных, около трехсот тысяч осужденных на рабство на галеры или тюремное заключение. С конфискацией имущества, разумеется. Изабелла вообще любила таким способом пополнять казну. Не только простой народ, но и аристократы лишались своего имущества, если чем-то не нравились королеве. Достаточно было лишь тени подозрений.
Аутодафе — праздники, на которых жгли иудеев, мусульман и еретиков, стали обычным явлением в правление Изабеллы I. Один только Торквемада, знаменитый инквизитор, лично отправил на смерть более десяти тысяч человек. Инквизиция в то время имела невиданные власть и влияние. Папа Римский нарадоваться не мог на столь «благочестивую» королевскую чету.
Не поддается разумному объяснению такая фанатичность. Именно фанатичность, ведь королева с детства была очень религиозна. Обладая острым умом и блестящим образованием, Изабелла преспокойно уничтожала огромные людские ресурсы. И это правитель, который должен думать о процветании государства. А как это возможно без работающего слоя населения? Где здесь разумное? Печально, что провидение так распорядилось и к власти была допущена подобная женщина. Женщина, сердце которой ни разу ни дрогнуло, наблюдая за страшными мучениями «еретиков», заживо сжигаемых. А королева часто присутствовала на казнях.
Изабелла прославилась еще одним поступком. Поверила Христофору Колумбу, благодаря чему тот смог снарядить экспедицию и открыть Америку. Впрочем, Колумб так и не узнал, что открыл новый континент. Зато лично привез королеве сундук, полный золота. Знаменитый мореход был одним из немногих, кто оплакивал королеву Изабеллу, когда она умерла в 1504 году. Он искренне был благодарен ей за то, что помогла ему воплотить в жизнь его великую мечту.
Оплакивали грозную королеву и монахи, понимавшие, что для Фердинанда политика важнее и не будет у церкви такой власти, как при Изабелле. Искренне оплакивали свою жену и мать безутешные муж и дети. Для семьи она была всем: опорой и источником силы.
А больше Изабеллу никто не оплакивал. Ее ненавидели и крестьяне, и вельможи, которых она нещадно притесняла, насаждая абсолютизм. Ненавидели и боялись. Не было жалости в ее сердце. Не было истинной христианской любви к людям. До какого уродства души довел ее религиозный фанатизм. Удивительно, но Изабелла вполне серьезно рассчитывала попасть в Рай. И не просто рассчитывала — она была уверена в этом.