Иногда в походе возникает необходимость (или просто большое желание ) переправиться через неширокую реку, ни вброд, ни вплавь не преодолимую. Многие относятся к этому скептически . «Я столько раз ходил и ни разу не понадобилось» — часто такое слышал от людей действительно опытных. Тем не менее опыт таких переправ существует и я считаю, что группе, идущей маршрут по мало освоенному району с проблемными переправами, полезно о нем знать. ТЕОРИЯ В.Ф.Шимановский «Переправы вброд через водные преграды». Методические указания. М., 1984 г. «Прицельная дальность заброса веревки с «кошками» не превышает 40—45 м, с ледорубом — 30—35 м. Максимальная ширина реки в месте предполагаемой переправы составит для заброса веревки с «кошками» около 30, а с ледорубом — до 20 м. К другому концу привязывают «кошки», ледоруб или обломок толстой и крепкой ветки в форме рогатки, а при забросе в зону деревьев — небольшой камень в расчете на то, что веревка захлестнется за одну из ветвей дерева. При забросе веревки с «кошками» рекомендуется использовать только задние 6-зубые части. Их складывают друг на друга кольцами вовнутрь, зубьями наружу. Фитили наматывают между зубьями обеих «кошек». Затем «кошки» обвязывают концом вспомогательной веревки так, чтобы фитили не разматывались. После закрепления свободного конца веревки на исходном берегу рядом с площадкой, остальную ее часть большими кольцами укладывают вблизи воды перед бросающим так, чтобы конец веревки с привязанным предметом оказался наверху. Бросающий становится на площадке боком к реке, лицом к сложенной веревке на одной с ней линии удаления от воды, берет в руку конец веревки с привязанным предметом так, чтобы предмет свисал примерно на 0,5 м. Не меняя положения ступней, разворачивает корпус спиной к реке и заносит руку с веревкой назад до упора. Затем турист делает резкий поворот корпусом в обратном направлении с одновременным бросанием снизу —сбоку веревки под углом 45° к горизонту в направлении противоположного берега. Движения бросающего напоминают последнюю фазу движений метателя диска (т. е. без кругового вращения). Подобный способ бросания обеспечивает максимальную дальность, но точность его весьма незначительна. Если прежде всего требуется высокая точность при средней (порядка 15 м) дальности броска, то рекомендуется следующий способ. Бросающий становится лицом к противоположному берегу. Рука с концом веревки опущена вниз. Затем турист делает два-три раскачивания веревки с предметом с постепенным увеличением амплитуды в плоскости, совпадающей с выбранным участком приземления, и бросает веревку снизу под углом 45° к горизонту. После того, как предмет с веревкой приземлился на противоположном берегу, веревку плавно, без резких рывков вытягивают в направлении исходного берега.» Обращает внимание, что камень как инструмент практически игнорируется, хотя любой турист с гораздо большим удовольствием бросит камень, чем ледоруб или кошки (особенно если они свои #128578; ). Тут у классика явное упущение. Очень впечатляет максимальная прицельная дальность. Неужели когда-то действительно так кидали, на 40-45 метров, да еще прицельно? ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 1. ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕДОРУБА (ЛЕДОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ). 1.1. 1988г., Памир, горный 6 к.с., Латвия,рук. — Полевскис Ю.,tlib.ru/doc.aspx?id=36156#038;page=1 Переправа через Сауксай:
«Ширина реки 15-25 метров, глубина 1.5-2м,скор.6-8 м.сек. Пробуем переправить первого участника маятником. После двух неудачных попыток отказываемся#8230;Привязываем к веревке два связанных крестом ледоруба и со второй попытки забрасываем..Двое участников переправляются с сопровождением#8230;переносим переправу на более удобное место.»
1.2. 1988г.,Памир,5 к.с., Калуга, рук. — Довженко С.
Переправа через Сауксай:#8230;чуть ниже по течению Сауксая, после впадения в него правого притока с ледника Вали.
Здесь с высокой скалы правого берега, за три заброса нам удалось надежно заклинить меж камней левого берега Al-айсбаль, привязанный к основной верёвке за дырку в его штычке.
Значительно труднее было возвращение на правый берег уже ниже по течению (до притока р.Кузгун), где берега плоские, без такого благодатного рельефа#8230;
Довольно долго не встречал никаких упоминаний о современном применении. Казалось, секрет мастерства утерян еще в прошлом тысячелетии. Но оказалось, это только казалось. 1.3. 2009 г.,Памир, пеший 5 к.с., Казань,рук. — Мансуров Д.,tourism.intat.ru/reports/89/ Переправа через Танымас Сев.:
«Идем обратно вверх по террасам в сторону ледника. Через 40 минут доходим до утеса, значительно суживающего реку. В этом месте перекидываем на другой берег кошку из ледорубов, заклинивая ее в камнях.
Первый участник, переправившись по навесной переправе, перевязывает веревку за более надежный заклиненный камень. Остальные участники и рюкзаки также переправляются по навесной переправе (ширина реки 10-15 м, расстояние между опорами — 25 м) .
Переправа занимает 1 час 40 минут. 1.4. В июне 2010 года московско-питерская группа отправилась штурмовать высочайшую вершину Краснодарского края — гору Цахвоа. И — уперлась в реку Безымянка. Летом она ходится вброд по колено, но в начале июня — совсем не так.
Полдня пытались переправиться «обычными» способами — не получилось. Еще полдня ребята, оставив девушек в лагере, пытались найти место получше — не нашли. Тогда вечером кто-то предложил:»Давайте попробуем закинуть веревку на ледорубе».
После десятка попыток ледоруб зацепился за кусты напротив, первый проплыл по образовавшимся перилам и сделал навесную для остальных.
Хотя опыт у ребят был небольшой, раньше с такими переправами не сталкивались, подошли довольно тщательно и изобретательно. Например, к ледорубу прикрепили пластиковую бутылку, чтобы не уходил при недобросе на дно, цепляясь за какую-нибудь корягу.
Тем же летом опять блеснули мастерством казанские «Чингачгуки». 1.5. 2010г., Тянь-Шань, пеший 6 к.с.,Казань,рук. — Мансуров Д.,tourism.intat.ru/reports/94/ 1.5.1.Переправа через р. Куюкап : «С утра воды меньше сантиметров на 30, но глубина реки все равно больше чем по пояс. Принимаем решение наводить навесную переправу.
На другом берегу в самом узком месте есть 2 огромных камня — плоский и стоячий. Перебрасываем сначала веревку с ледорубом на плоский камень (около 15 м) и с какой-то (далеко не с первой #128578; попытки ледоруб цепляется .
Натягиваем полиспастом навесную переправу, завязав веревку на нашем берегу высоко за дерево. Самый легкий участник переправляется на камень со страховкой (на усах). Далее этот участник, стоя на камне (на страховке) закидывает ледоруб на стоячий камень и по вертикальной веревке (около 6 м) забирается наверх камня и уже оттуда перешагивает на берег. На берегу растет дерево, за которое закрепляем второй конец веревки и натягиваем переправу для всей группы (фото 63). Длина переправы 40 м. Вся процедура навески и переправы участников занимает 2 ч 40 мин. « 1.5.2.Переправа через р. Куюкап-2:
«За 1ч 06 мин добираемся до начала каньона в устье р. Булунтор. Здесь, возле левого притока наводим навесную переправу на правый берег р. Куюкап. На целевой берег закидываем связку из 2-х ледорубов (расстояние до камня около 20 м).
На исходном берегу — закрепляем веревку за пирамиду из камней. Длина переправы 40 м . Наведение переправы и переправа участников занимает 2 ч 11 мин. « 1.6. 2011г., Алтай, пеший 5 к.с.,Украина, рук. — Моренко С., risk.ru/users/morenko/17588/
При переправе через Карагем «пошли ниже по течению, по одному перебрели 2 рукава к острову. Самая маленькая ширина 3-го рукава – в верхней оконечности острова, ширина потока метров 12, несколько притопленных стволов у одного и другого берега, но их использование бесперспективно. На противоположном берегу лежит крупное ветвистое дерево. Решили перебросить ледоруб на веревке.
Первый бросок привел к заклиниванию практически у грани воды, слишком низко. Принесли второй, попытки примерно с 10-й удалось заклинить как надо. Первый переправился по условно крутонаклонной, для остальных навели навесную. Примечание: в походах Мансурова на самом деле бросались не ледорубы, а ледовые инструменты. 2.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ КОШЕК.
Не раз слышал. что такой прием применялся, но конкретных случаев на маршруте не знаю. Мой друг делал такую переправу в Гвандре на тренировке в ПКТ, но сейчас в ПКТ такому не обучают — видимо, это была инициатива отдельного энтузиаста.
Женщина, когда-то принимавшая у нас КСС, рассказывала, что так переправлялась, но тогда подробно не расспросил, а больше уже не пересекались. Двое моих знакомых тренировали заброс кошки к таежным походам, но на маршруте применять не понадобилось. Может, кто-нибудь поможет дополнить этот раздел. 1984г., Сванетия, туриада ПКТ, переправа через р. Твибер, рук.
— Попов В. Перед походом решили потренировать навесную переправу забросом веревки с кошкой, руководитель где-то прочитал или услышал про такой прием, захотел попробовать. Нашелся человек, который в детстве много ловил рыбу забросом лески без удочки.
Кроме того, много тренировался во дворе, бросая свинцовый груз в цель на нитке или леске — было такое развлечение. Он и вызвался кидать. Первый раз получилось не очень — не сразу приспособился. Потом приладился и со второго раза попал точно. Кидал, раскручивая веревку по вертикали, как и леску. Целился в щель между камнями. Расстояние было 15-20 метров.
По его оценке, метров на 20 тренированный человек спокойно будет попадать. 3. ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ. Тут информации побольше. Посетители Риска успешно применяли как минимум 3 разных способа. 3.1.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ ЗА КАМЕНЬ С ПОМОЩЬЮ ДВУХ КАМНЕЙ. 3.1.1. 1984г.,Памир,пеший 5 к.с., Ленинград, рук. — Тармак Ю.
Одна из задач — попытка пройти каньон Гандо, про который в нескольких отчетах было написано «В настоящее время непроходим». Спустились к реке Гандо через перевал Пеший и попытались пройти на ледник по правому берегу — ничего не получилось.
Спустились обратно, выбрали здоровый камень на другом берегу, на середине веревки на расстоянии примерно диаметр камня сделали две петли, вложили по камню и два человека стали бросать — один целясь за камень чуть правее, другой чуть левее. На 7-й или 8-й раз забросили. Расстояние было метров 10. Главная трудность — кидать синхронно, не сразу получилось. Раньше так никогда не переправлялись, импровизировали по месту.
3.1.2. 1985, Памир, пеший 5 к.с., Ленинград, рук. — Иванов А. Переправа в 1984-м получилась классная, поход — так себе. Много было накладок, из-за которых маршрут практически не прошли. На следующий год один из участников решил сводить по тому же маршруту еще раз, я тоже присоединился ко второй попытке. И вот год спустя мы опять были на берегу Гандо перед каньоном. Снова попытка прорваться правым берегом на ледник , вкушая прелести «овражинга» — и опять неудача! Но в этот раз прошли дальше и увидели, что вполне проходимым становится левый берег. Осторожно сползли к реке по узкому конгломератному кулуару, нашпигованному еле держащимися в стенках камнями, боясь лишний раз чихнуть, чтобы все это не посыпалось. Там из воды, уже за основной струей, торчал подходящий камень. Тем же способом набросили на него веревку (на этот раз попали сразу же — знай наших! #128578; ), первый пролез, перешел через протоку, перевесил веревку поудобнее. Вечером мы уже встали на ночлег на леднике. 3.2.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ ЗА ВЫСТУП С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ, 2003 г.,Памир,горный 4 к.с.,Челябинск, рук. — Телицин С.,.tiranpage.narod.ru/
При переправе через Сауксай ввязали камень в середину веревки и бросали , пытаясь зацепить за небольшой выступ. Расстояние, по оценке участника antsol, 20 метров, попали с третьего раза. Далее переправа первого и перетяг веревки для остальных.
3.3.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ В РАСЩЕЛИНУ С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ, Так переправлялся альпинист Алишер Хурсандов из Узбекистана (Alisher ). Камень обматывается веревкой, раскручивается и забрасывается в расщелину между большими камнями. Там он работает как закладка. После переправы первого веревка, естественно, перезакрепляется. 3.3.1. 2008г., Матча, район Каравшина.
Река шириной 6-8 метров, 6-7 попыток.
3.3.2. 2010 г., Памир
Переправа через Сев.Танымас, ширина 10-12 метров, бросали полчаса.
Интересно отметить, что для узбекских альпинистов такой способ является «штатным» — на альпсборах проводятся тренировки по организации такой переправы. Вот такая пока имеется информация по достаточно редким и сложным, но, как видим, вполне реальным переправам. Может, кто-то из читателей темы еще дополнит.
Также интересно было бы узнать, тренируются ли в каких-то турклубах или альпсекциях подобные переправы, или в этом вопросе только узбекские альпинисты «впереди планеты всей»? #128578;
Техника сооружения навесной переправы — снаряжение, узлы, выбор места и т.д
(материалы в помощь слушателям) Авторы – составители: Ю.А. Богащенко, И.В. Бормотов
- СОДЕРЖАНИЕ
- Общие сведения
- Снаряжение
- Выбор места навесной переправы
- Переправа участника
- Подготовительные работы
- Наведение переправы
- Переправа участников и рюкзаков
- Снятие переправы
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная.
Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника.
Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам П — Ш категорий сложности.
- Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.
- СНАРЯЖЕНИЕ
- Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:
· основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;
· основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;
· основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;
· не менее восьми карабинов;
· блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой веревки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;
· две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);
- · каска, спасжилет;
- · спиннинг или легкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной веревок.
- Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой.
- Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.
- ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ
- Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:
- · наименьшая ширина реки;
- · надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;
- · небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;
- · достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);
- · возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.
- ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКА
- Для того, чтобы закрепить грузовую веревку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы.
- При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:
- · каска;
- · личная страховочная система;
- · спасжилет.
Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и емкость для салика, если возможна переправа на нем.
Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1. Перетягивание грузовой и транспортировочной веревок через реку
Часто бывает неудобно или даже невозможно пройти по берегам от места переправы участника до планируемого места навесной переправы с протянутыми через реку веревками, при помощи которых страховался участник. Поэтому возникает необходимость перебросить с исходного берега переправившемуся участнику концы веревок.
Если река широкая и не удается перебросить веревку через нее, то можно использовать спиннинг. Сначала на противоположный берег забрасывается блесна. Затем концы лески и транспортировочной веревки связываются (рис. 4), и участник вытягивает за леску веревку на свой берег.
Когда конец транспортировочной веревки достигает противоположного берега, на исходном берегу на транспортировочной веревке вяжется петля проводника. На конце грузовой веревки вяжется узел восьмерка. Эти узлы соединяются при помощи карабина, после чего участник с противоположного берега вытягивает к себе и конец грузовой веревки.
Если спиннинга нет, то можно перебросить через реку капроновый шнур при помощи устройства типа праща (рис. 5). Дальнейшие действия, как в примере со спиннингом.
2. Узел для закрепления грузовой воровки за опору на противоположном берегу
Главные требования к этому узлу при самосъемной переправе: надежность и возможность развязывания под нагрузкой. При креплении веревки за дерево используются узды: удавка, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. При креплении за камень, группу молодых деревьев, кустов применяется простой штык (рис. 6).
При вязке узлов типа штык необходима их надежная страховка контрольными узлами. Узел булинь, предназначенный для создания незатягивающейся петли, не применяется в самосъемной переправе, так как его нельзя развязать под нагрузкой. Напоминаем условия надежности узла удавка:
- применяется только для вязки вокруг дерева;
- диаметр дерева но менее 20 см;
- количество перехлестов не менее трех;
- все точки перехлестов должны соприкасаться с корой дерева.
- Чтобы легче было распускать узел посла окончания переправы, длина свободного конца веревки должна составлять не менее 2 м.
Конец транспортировочной веревки закрепляется на противоположном берегу узлом карабинная удавка вокруг какой-либо опоры. На исходном берегу группа временно закрепляет обе веревки, предварительно натянув их так, чтобы они не касались воды.
3. Подготовка искусственных опор для грузовой веревки
В исключительных случаях приходится создавать искусственные опоры для грузовой веревки. Например, в качестве опоры можно использовать локальную петлю, закрепленную на скальном участке тремя крючьями.
Часто узкое место бывает на повороте реки. При этом на внешнем, подмываемом берегу растут деревья, а внутренний представляет из себя галечниковую россыпь.
Если подготовить и установить на галечнике, около воды, деревянную пирамиду из бревен и засыпать ее камнями наполовину, то она может служить опорой для переправы.
Такие опоры устанавливались в свое время на всесоюзных семинарах пешеходного туризма для переправы через р. Китой. Однако соорудить подобную пирамиду сможет только большая туристская группа.
4. Подготовка полиспаста
Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки: одну из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3-4 м, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. К петлям будет прилагаться значительная нагрузка, а после наведения переправы их нужно будет снять с опоры. При вязке петель используют узел встречный восьмеркой с клиновидной деревянной закладкой.
Длина петель выбирается таким образом, чтобы зазор между веревкой и опорой под нагрузкой был небольшой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю — один.
Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре (удерживающая) петля соединяется с помощью одного из карабинов с верхней петлей опоры (рис. 7). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой.
Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.
Таким образом, получается полиспаст, который теоретически дает выигрыш в силе в 4 раза. Несмотря на потери на трение, такой полиспаст позволяет даже небольшой группе туристов затратить значительные усилия при наведении переправы. Для уменьшения трения рекомендуется на карабинах полиспаста применять небольшие блоки.
- Грузовая веревка
- Двойной проводник
- НАВЕДЕНИЕ ПЕРЕПРАВЫ
Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую веревку и приступают к натяжке. В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.
При большой длине переправы, высокой эластичности веревки или при малом расстоянии от опоры до воды не удается достичь хорошей натяжки грузовой веревки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается.
После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел восьмерка с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защелкивается карабин.
Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры.
При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой веревки.
Вместо восьмерки можно использовать узел карабинный полубулинь (рис. 8), который очень легко распускается после переправы. Экспериментальные исследования показали надежность этого узла при нагрузках до 1000 кг.
Затем восстанавливается полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли.
В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку принимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее.
Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли грузовой веревки и опоры.
Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабине грузовой веревки узлом восьмерка.
Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при построении полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин. Такой вариант рекомендуется только в случаях, не требующих сильного натяжения грузовой веревки.
При наведении переправы необходимо соблюдать следующие меры безопасности: поблизости от обрывистых берегов работать только с самостраховкой; при натягивании грузовой веревки нельзя находиться напротив полиспаста, так как в случае пережигания схватывающего узла возможно травмирование карабинами.
ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКОВ И РЮКЗАКОВ
Каждый участник надевает индивидуальную страховочную систему и начинается непосредственная переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком.
Посередине транспортировочной веревки вяжется узел проводник, петля которого вставляется в этот карабин.
Группа помогает первому переправляющемуся участнику пристегнуть к грузовому карабину его страховочную систему, и он начинает, подтягиваясь руками, продвигаться по грузовой' веревке к противоположному берегу (рис. 9).
Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную веревку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдает транспортировочную веревку. Оба страхующих работают в рукавицах.
Обычно в конце переправы из-за провисания веревки туристу приходится двигаться с подъемом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную веревку.
Когда первый участник достигает противоположного берега, он с помощью своего товарища отстегивается от грузового карабина. Грузовой карабин транспортировочной веревкой возвращается на исходную сторону реки. Таким же челночным (паромным) способом можно переправить назад специальное снаряжение для последующих участников.
Аналогично переправляются остальные участники и рюкзаки. Когда на противоположный берег переправятся несколько туристов, они смогут перетягивать переправляющегося туриста при помощи транспортировочной веревки.
Поэтому рекомендуется вначале переправлять сильных участников, а затем слабых и рюкзаки.
Перетягиваемый участник не должен касаться руками грузовой веревки во избежание попадания их под грузовой карабин и травмирования.
Последним переправляется наиболее опытный участник. Ему приходится самостоятельно пристегиваться к грузовому карабину. Прежде чем начать переправу, он должен проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и свободный конец грузовой веревки во время его движения по переправе и последующего вытягивания веревок с противоположного берега.
При малом превышении точек закрепления грузовой веревки на опорах над уровнем воды, плохой натяжке провисание участника по мере приближения к середине переправы может привести к захлестыванию его водой. Поэтому при переправе первого и наиболее тяжелого участника недопустимы спешка и лихачество.
Как только турист начнет касаться воды, движение прекращается и группа немедленно вытягивает туриста при помощи транспортировочной веревки на исходный берег.
Точку закрепления грузовой веревки на опоре по возможности приподнимают или ставят подпор из жердей под нее, а степень натяжки грузовой веревки увеличивают.
В случае значительного наклона грузовой веревки в сторону противоположного берега необходимо замедлять скорость продвижения участников при помощи транспортировочной веревки. Быстрое продвижение по переправе может привести к пережиганию грузовой веревки, захлестыванию тяжелых участников водой или травмированию участников об опору на противоположном берегу.
СНЯТИЕ ПЕРЕПРАВЫ
Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры.
После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре на противоположном берегу.
Несколько туристов берутся за транспортировочную веревку и начинают вытягивать веревки.
Так как грузовая веревка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать веревки нужно быстро. После вытягивания веревки маркируются и на этом переправа заканчивается.
- Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника.
- Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощенном варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.
- см. также: другая литература
Навесная переправа
Сила натяжения веревки должна быть оптимальной — слишком сильное натяжение требует дополнительного времени и может привести к обрыву веревки, а слабое вызовет купание, промокание рюкзаков, да к тому же увеличит время переправы. Чувство необходимой силы натяжения появляется только с опытом.
Целесообразно как можно выше в пределах отведенной зоны крепить рабочую веревку, а если она слабо натянута, поддерживать ее дополнительными подпорками (возможно поддерживание и плечом) на одном или на двух берегах, чтобы исключить касание участником воды.
С другого берега рабочую веревку в большинстве случаев снимают транспортировочной, которую последний переправляющийся должен вщелкнуть в крепежный карабин на рабочей веревке. Подтягивая карабин, он как бы протягивает через него рабочую веревку.
До начала натягивания карабина транспортировочной веревкой, естественно, надо снять крепление рабочей веревки на берегу, где теперь находится команда.
Как правило, здесь применяется простейший узел или крепление, аналогичное креплению на исходном берегу, — защелкивание карабина на рабочей веревке, обернутой вокруг дерева, в ту же веревку навесной переправы. Поэтому для снятия карабина следует подтянуть веревку навесной переправы.
Если натяжение переправы ослабло, то прикрепив к рабочей веревке навесной переправы дополнительную с помощью схватывающего узла, вся команда тянет за дополнительную веревку и снимает крепление. Возможно применение блочков или полиспастов для подтягивания рабочей веревки переправы, чтобы ослабить натяжение в месте крепления.
Необходимо обращать внимание на петлю самостраховки, она не даст вам утонуть в период помощи очередному переправляющемуся.
Для обвязки обычно используют различные системы. Передвижение возможно на одном или двух карабинах, однако рекомендуется пользоваться двумя карабинами, закрепленными на системе: это повышает безопасность при движении. Карабины могут быть оборудованы специальными блоками с приспособлением, не позволяющим им соскакивать с веревки.
Переправляться нужно головой вперед, энергично подтягиваясь на руках и помогая ногами, упирающимися рантами обуви в веревку, начиная с того места, где замедляется движение, вызванное начальным толчком ногами о дерево или толчком товарищей по команде.
Заблаговременно следует продумать переправу груза: рюкзаки должны быть быстро скреплены и подвешены и они могут быть переправлены за несколько заходов. Крепление их за кольца недостаточно надежно: при свободном креплении за лямки рюкзаки могут перевернуться и часть груза может выпасть. Целесообразно заранее прикрепить к верхней части лямок или местам их крепления специальные петли, веревки или стропы.
Во время переправы людей и груза нужно активно использовать транспортировочную вспомогательную веревку, которая может быть закольцована между берегами. Непрерывная работа ею значительно ускоряет переправу.
Обязательная самостраховка всех членов команды в рабочей зоне переправы обусловлена организации переправы на участке, где возможен срыв. Только после пристегивания к основной веревке может быть снята самостраховка и, наоборот, только после пристегивания к самостраховке может быть снята страховка.
Еще одно обязательное условие переправы — на рабочей веревке может находиться только один человек или груз. Таким образом, пока переправляющийся не отстегнул карабин от рабочей веревки, пристегиваться к ней, а тем более нагружать ее нельзя.
Несколько слов о тактике переправы. Дать исчерпывающие рекомендации по этому вопросу невозможно, ибо они зависят от параметров этапа, его расположения.
В большинстве случаев первый и последний переправляющиеся участники должны быть наиболее подготовленными в команде. Груз желательно переправлять, когда у начала и конца переправы находится не менее двух человек. Взаимопомощь в период пристегивания и отстегивания обязательна: она экономит силы и время.
Если нет системы, то можно обойтись подручным способом.
Организация навесной переправы с продергиванием веревки после переправы последнего участника
Переправа вешается, если вы стоите на одном берегу, а вам надо попасть на противоположный берег. Переправа натягивается статической веревкой, потому что она не тянется. Берется веревка, на ней делается узел восьмерка и делается «карабинная удавка». Вокруг дерева завязывается веревка, по которой свободно ползает карабин.
После чего на другой берег посылают одного «гонца», который без рюкзака, но со всем необходимым железом и веревкой, идет вброд на противоположный берег. Там веревка обматывается один раз вокруг дерева и натягивается. Но натянуть веревку хорошо только силой рук не получится. Необходимо сделать полиспаст.
На одном конце, который идет через реку, на расстоянии порядка 2-3 метров от дерева, завязывается австрийский узел, который позволяет завязать веревку, не изменяя ее направления. При этом образуется петля, через которую продевается карабин, который нужно не забывать муфтовать, и прокидываем через нее веревку.
Один раз перекинули – появился подвижный блок, через который усилия увеличиваются в два раза.
Но этого тоже иногда бывает недостаточно. В такой ситуации делается еще один виток через карабин. Но тут надо внимательно смотреть, т.к. при большой нагрузке на веревке в этом месте будет все «зажевываться». И если веревки через карабин будут идти в разных направлениях, то у них будет трение и будет значительно тяжелее тянуть.
Так что веревки должны идти в одном направлении: они будут легче натягиваться и расслабляться после нагрузки. Имеет смысл встегивать не один, а два карабина, чтобы радиус кривизны был больше и трение меньше. Через полиспаст веревка натягивает легко и завязывается вокруг дерева.
В результате веревка натянута хорошо, можно организовать переправу и мокрым останется только тот человек, который лазил в реку.
Когда переправилась вся группа, встает задача снять веревку. Для этого поможет трамвайчик. Еще на первом берегу, при подготовке переправы, на веревке завязывается стандартная восьмерка, и закидывается на карабин.
Веревка должна быть примерно в 2 раза длиннее ширины реки. Снова завязывается австрийский узел, чтобы возвращать этот трамвайчик с карабином.
И группа может вытягивать этот трамвайчик с карабином и на ту, и на другую сторону реки.
Люди переправляются налегке, рюкзаки переправляют отдельно. Рюкзак подвешивается на карабин и перетягивается на противоположную сторону. И таким образом переправляются рюкзаки, и людей можно также переправлять. Если река широкая и бурная, то людей в обвязке и во всей амуниции пристегиваем к веревке поясным и грудным карабином нижней и верхней обвязки.
Но это больше у горников бывает, водники несут – максимум – нижнюю обвязку. Все переправились, рюкзаки переправили. Надо снять веревку. Отстегивается трамвайчик, причем его можно даже не развязывать. Развязываем остальную конструкцию и обнаруживаем, что веревка привязана на противоположном берегу.
В этой ситуации тянется за трамвайчик, и вся веревка переезжает на нужный берег, и в воду никто не окунается.
Навесная переправа. Мысли вслух
Так получилось, что спустя много лет я вернулся к судейству соревнований по технике пешеходного туризма. Об одной из перемен, произошедших за годы моего отсутствия, мне и хотелось бы порассуждать. В 80-х и начале 90-х вопрос о том, в сколько верёвок тянуть перила для навесной переправы вообще не стоял.
А если и стоял, то где-то не у нас Ролики тогда были экзотикой, готовые полиспасты тоже не встречались. Поэтому, практически всегда тянули навесную переправу в одну верёвку полиспастом три к одному через карабин и не задумывались. Нынешние правила федерации спортивного туризма (версия регламента от 28.03.2015) гласят: 7.6.
7 Статически нагруженные перила из одинарной верёвки, т.е. натянутые полиспастом, имеющим два и более элемента (блока, карабина), изменяющих направление выбирания верёвки, не являются страховочными. Для организации перил допускается применение полиспаста, имеющего не более одного элемента (блока, карабина), изменяющего направление выбирания верёвки. 7.6.8 Требования по п. 7.6.
7 не распространяются при применении двойной основной верёвки. Если я не ошибаюсь, то предыдущая версия регламента даже делала отсылку на ГОСТ по верёвкам, правда, не указывая его номер. То есть, хочешь использовать полиспаст кратности более трёх, тяни две верёвки. С одной стороны, всё верно, забота о безопасности.
Ибо спортсмены нынче технически подкованы, готовы собрать на роликах полиспаст любой кратности и натянуть верёвку в звон. С другой стороны, я понимаю, что на реальной переправе никто не станет тянуть перила из двух верёвок. Даже используя полиспаст кратности большей трёх. Расхождение требований соревнований и реальной практики меня всегда смущает.
Ну не просто же так люди доверяют перилам в одну верёвку. Потратив некоторое время на перекапывание разных материалов я пришёл к нижеследующим выводам. В 2011 и 2014 годах mountschool.ru и Венто провели испытания схватывающих узлов. По их результатам, максимальное усилие, которое без протравливания смог выдержать репшнур со схватывающим узлом, составило 10,8кН.
То есть, создать статическую нагрузку на верёвку больше, чем данное значение, вряд ли возможно. Верёвка, как известно, держит 22кН. Сбросив 30% на узел, крепящий эту верёвку к опоре на противоложном берегу, получаем прочность верёвки в 15,4кН. С учетом полученной максимально возможной статической нагрузки разница составляет 4,6кН (15,4-10,8) .
Достаточно ли этого для безопасного перемещения по перилам? Моё личное мнение, с учётом того, что динамические нагрузки на перильную верёвку исключены, запас прочности достаточный. Эти теоретические прикидки подтверждает практика.
Анализ несчастных случаев и аварий на навесных переправах показывает, что применение избыточной силы при натяжении перильной верёвки приводит либо к разрыву репшнура со схватывающим узлом, либо к разрушению оплётки перильной верёвки. Известен, как минимум, один случай когда произошло разрушение карабина.
Но, неизвестны случаи когда натянутая перильная верёвка разрушилась при нагружении её человеком или при движении человека по ней (если вам такой случай известен — расскажите).
Исходя из всего вышеизложенного, для повышения безопасности при наведении навесных переправ логичнее в обязательном порядке требовать использования французского схватывающего узла (автоблок) вместо узла Прусика. Как показали испытания, репшнур с данным узлом не разрушается, а начинает протравливаться при усилии ~ 10кН. Данное правило позволит исключить аварии из-за разрыва репшнура при избыточном тяговом усилии (ныне действующее правило двух верёвок этот риск нисколько не снижает), а протравливание ограничит статическую нагрузку на верёвку показателем в 10кН. Требование обязательности использования двойной верёвки при применении полиспастов кратности более трёх я бы убрал совсем.
- навесная, полиспаст, спортивный туризм
- 12