Существует масса разновидностей узлов, начиная от самых простых, которыми пользуемся ежедневно, завязывая шнурки на ботинках, и заканчивая наиболее сложными, применяемыми в альпинизме и мореплавании.
Для простого обывателя, да и для заядлого путешественника нет никакой необходимости знать все вариации, достаточно владеть техникой вязания лишь самых основных узлов.
Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.
Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:
- при наращивании верёвок;
- при установке палатки;
- для преодоления водных преград;
- для фиксации предметов;
- для рыбной ловли;
- при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
- для спуска с высоты;
- при сборе дров или хвороста для костра;
- для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.
Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.
- Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
- Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
- Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
- Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
- Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
- Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
- Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
- Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
- Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
- Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
- Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.
Ниже подробно представлена схема вязания описанных узлов.
Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.
Существуют два способа вязания данного узла.
- Первая веревка складывается в виде петли. Вторая сверху проходит через её середину, потом под одним концом, выходит наверх, сверху заходит под противоположный конец и низом через середину возвращается обратно. Веревки затягиваются.
- Обе веревки кладутся одна на другую, после чего необходимо завязать два простых узла в противоположные стороны (рисунок в и г). В обоих вариантах важно, чтобы ходовые концы были либо внизу, либо вверху. В противном случае узел не выйдет.
В завершение необходимо завязать контроли на ходовых концах, чтобы предотвратить расползание узла.
Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.
Есть два варианта вязания. Для обоих вариантов необходима опора.
- Прикидываем нужное расстояние от конца веревки, ходовой конец обвиваем вокруг опоры и протаскиваем через сделанную ранее петлю, но пока не затягиваем. Далее конец пропускаем под рабочей веревкой и снова вставляем в петлю, но уже с другого конца. Затягиваем и вяжем контроль.
- Для этого варианта необходима «пустышка», которая используется вместо петли. Складываем веревку пополам, обвиваем получившуюся петлю ходовым концом, после чего продеваем его в получившееся отверстие. Затем ходовым концом обносим опору и продеваем его через петлю «пустышки». Затягиваем и вяжем контроль.
Здесь также необходима опора:
- перекидываем ходовой конец через опору;
- обвиваем им рабочую часть и вставляем конец в получившуюся петлю;
- повторяем предыдущую операцию. вяжем контроль.
Готовый узел должен быть незатягивающийся.
Схема вязания следующая.
- Две одинакового диаметра веревки кладутся параллельно друг другу.
- Делается двойной контроль. Для этого ходовым концом одной дважды оплетаем вторую. Сначала ходовой конец идет сверху, затем проходит под первой веревкой, выходит наверх – первая петля. Вторая должна находиться ниже. Ходовой конец снова проходит сверху, затем идет снизу первой веревки и выходит вверх. На этом этапе петли не затягивают.
- После получения двух петель ходовой конец проходит между двух веревок через обе петли по направлению снизу вверх. Узел затягивается.
- Аналогичная процедура происходит с другого конца.
- Контроли не нужны.
Необходима одна веревка. Складываем её пополам и вяжем простой узел-контроль. Затягиваем, а на конце ходового вяжем простой контроль.
Также необходима только одна веревка. Находим её середину, складываем пополам и дважды оборачиваем вокруг своей оси, чтобы получилась восьмерка, которая смотрит вниз. Нижнюю петлю поднимают и протаскивают через неё первую, затягивают. Контроль не вяжут.
Понадобится одна веревка. Складываем её вдвое и делаем петлю, в которую снизу продеваем ходовой конец с петлей, но сильно не затягиваем. Должна получиться «пустышка», развязывающаяся, если потянуть за петлю, в противном случае узел будет завязан неверно.
После того, как «пустышка» готова, нижнюю одинарную петлю проносим через двойную верхнюю, за которую после стягиваем узел. Контроль не нужен.
Потребуется одна веревка. На конце вяжем «восьмерку», в которую вщелкивается карабин. После перекидываем рабочую часть вокруг опоры и вщелкиваем карабин в эту часть. Закручиваем муфту, узел затягиваем.
Берем моток, который нужно связать, и находим его конец, что будет ходовым. Складываем его пополам, получаем петлю. Наматываем ходовой конец вокруг нашего мотка. Количество мотков произвольно, но обычно по ширине равняется двум диаметрам обматываемой веревки. После ходовой конец вставляется в сделанную ранее петлю. Узел затягивается, контроль не вяжется.
Существует ещё одна вариация, позволяющая легче развязать полученный узел. Для этого после обмотки ходовой конец складывают вдвое и продевают через петлю. В данном случае затягивание происходит за основную часть, а не за рабочий конец. Контроль не нужен.
На картинке представлен вариант, когда используются оба ходовых конца.
Есть два способа вязания, для обоих будут нужны две веревки. Толстая, которая будет основной, и репшнур, как правило, вдвое тоньше её.
- Складываем репшнур пополам и оборачиваем вокруг основной веревки. В образовавшуюся петлю продеваем ходовые концы шнура. Повторяем данные операции ещё раз. Затягиваем узел, распрямляем и завязываем контроль. Можно обойтись без контроля, если предварительно на репшнуре был завязан «грейпвайн».
- Вяжется одним ходовым концом репшнура. Основная веревка сначала дважды обвивается им влево от места приложения шнура, затем переносится вправо и вновь обкручивает веревку, но уже к месту приложения. Узел затягивается, вяжется контроль.
О том, как правильно вязать туристические узлы, смотрите в следующем видео.
Как завязывать морской узел: для детей – схема и сценарии игр с морскими узлами
Однажды наступает момент, когда нужно задействовать особые умения. Я хочу рассказать вам, как завязывать морской узел.
Узлы окружают нас всюду, куда ни глянь: на шнурках, бельевых веревках, тросах для машин и страховках альпинистов. Любой узелок может завязаться случайно, например, на наушниках или швейных нитках.
Иногда он прочный, а иногда достаточно потянуть ниточки в разные стороны, и они развяжутся. Но морские узлы совершенно другие.
Раньше, когда первые корабли только начали бороздить водные глади, людям нужны были очень надежные, прочные узы для крепежа. Жизненно важно было, чтобы дерево не расшаталось от бьющихся о борт волн, якорь не унесло течением, а паруса не оборвал ветер.
Моряки придумали сверхпрочные переплетения, и даже с секретом: которые можно легко развязать одним движением, подтянуть, закрепить на палке или заткнуть им отверстие… назначений узлов масса.
Но сегодня я вам поведаю о самых интересных, которые не раз помогут вам в трудной ситуации!
Морские узлы – как их правильно завязывать?
Существует великое множество морских узлов для каждой работы и ситуации. Каждый моряк должен знать примерно 100 видов, уметь их завязывать и правильно использовать. Науку всевозможных переплетений изучают в морском училище. Курсанты, желающие бороздить моря, поначалу смотрят схему морских узлов, а затем пробуют повторить.
- Прямой узел. С древних времен его используют для связывания тросов. Другие его названия – рифовый, геркулесовый. Завязать его проще простого. Один конец веревки затягивают в одном направлении, а другой в обратном. Однако прямой узел считается не слишком надежным, при намокании и большой нагрузке он может сползать.
- Король морских узлов – булинь, или, как его еще называют, «беседочный». Его знают и используют все моряки без исключения. Булинь служит для многих дел сразу: страховки, швартовки, крепления троса, связывания двух канатов. Он никогда не скользит. Крепкий, надежный, булинь никогда не развяжется сам. Но если понадобится, его можно распутать меньше, чем за минуту. При отсутствии натяжения, без нагрузки нити легко расходятся.
- Восьмерка. Такой узелок обычно завязывают на конце веревки для того, чтобы закрепить ее в отверстии и не дать выскользнуть. Иными словами, уплотнить конец. Например, с помощью узла восьмерки можно заменить поломанную ручку от ведерка или привязать трос к детским санкам.
- Питоновый. Очень полезный морской узел. С его помощью легко соединить палки или рейки крест-накрест. Он поможет сделать лестницу или построить хижину, если вы случайно заблудились в лесу.
- Бурлацкая петля. Чтобы ее завязать, нужно сначала сделать кольцо, а затем сломать его как бы пополам, а край продеть внутрь и затянуть. Бурлацкую петлю применяют в качестве лестницы, а также для вытягивания тяжелых грузов группой людей.
- Плоский узел незаменим, если нужно связать два троса одинаковой толщины. Он бережно связывает и не оставляет заломов на нежных материалах. Например, шерстяной нити, проводе. При этом развязать его проще простого. Достаточно как бы «сломать» его посередине, или, иными словами, сблизить петли.
- Простой штык. Морской узел незаменим, если нужно привязать веревку к палке и поднять груз, закрепить швартовые концы, для буксировки. Канат накидывают на предмет, который нужно прикрепить, а затем конец продевают в петли, как показано на схеме. Есть поговорка, что трех полуштыков (петлей) достаточно, чтобы удержать даже королевскую яхту.
Тренируйтесь завязывать морские узлы на толстых и плотных веревках, например бельевых. На обычных нитках нужный эффект может не получиться по причине их чрезмерной мягкости. Кроме того, будучи тонкими, они легко путаются, рвутся, и вообще крайне неудобны для детских пальчиков.
Почему так полезно завязывать морские узлы?
Поначалу может показаться, что научиться завязывать морские узлы для детей неинтересно. Что в этом нет никакой нужды и пользы. Но это совершенно не так. Абсолютно точно этот навык не раз пригодится ребенку:
- самостоятельно починить игрушку;
- подвесить качели;
- сделать удочку.
Попутно, осваивая науку вязания морских петель, дети совершенствуются и развиваются:
- улучшается мелкая моторика – движения пальчиков становятся ловчее;
- проявляются творческие способности;
- работает абстрактное и образное мышление;
- ребенок лучше ориентируется в пространстве, учится работать со схемами.
Игра с веревками – это гимнастика не только для рук, но и для ума. Это говорю не я, так считала великий педагог Мария Монтессори, по системе которой обучались Билл Клинтон, Бил Гейтс, Джордж Клуни и другие успешные знаменитости.
Чтобы повысить прочность морского узла, после завязывания его нужно намочить и слегка потянуть веревки в разные стороны (затянуть). После высыхания узел станет еще крепче, чем был. Все-таки вода – неотъемлемый компонент морских узлов.
Давайте поиграем!
Морские узлы не только полезные. Вооружившись веревкой и зная несколько простых плетений, можно очень увлекательно поиграть. Несколько примеров игровых сценариев для детей:
- Сражение пиратов. Как насчет того, чтобы немножко побыть пиратами? Разделитесь на 2 команды. Совершенно случайно вы одновременно нашли клад – тяжелый сундук с сокровищами. Но забрать его смогут только сильные пираты, которым по силам вытащить его из ямы. А для этого вам понадобится что? Правильно, бурлацкий узел. Кто быстрее завяжет на веревке столько узлов, сколько игроков в команде, тот и победил!
- Самый умелый капитан. Чтобы стать настоящим морским волком, вам придется использовать много разных узлов. Кто хочет испытать себя на прочность? Перед вами 5 отрезов веревки и схемы морских узлов. Кто первый завяжет их все, должен поднять руки вверх. Его мы признаем самым умелым капитаном морского судна!
- Подвижная игра «Морской узел». Ребята, вы отлично справились и освоили очень полезный навык завязывания узлов. Но насколько вы крепкие и находчивые? Давайте проверим. Разбейтесь на 2 команды и выберите по капитану. Экипаж, стройся в шеренгу! Крепко взять друг друга за руки! А теперь капитаны, слушайте задание. Вам нужно завязать команду соперника в узел (переставить, не разрывая рук) так, чтобы капитан-противник не смог быстро распутать. Поехали! Готово? Теперь развяжите морской узел и освободите экипаж своего корабля. Кто первый справится, тот и победил!
Каждый настоящий мальчишка должен знать, как завязать морской узел булинь, прямой, восьмерка, питоновый, бурлацкий. Однажды они помогут справиться с непредвиденной ситуацией.
С ними можно придумать массу увлекательных игр: сделать удочки и пойти на рыбалку, соорудить шалаш и многое другое. Девочкам тоже полезно освоить навык, чтобы повысить сноровку.
Используйте схемы, и вы увидите, как это просто и весело – погрузиться в мир мореходов и кораблей!
Как вязать туристические узлы
Веревка – незаменимый помощник в быту и важный предмет в туристических походах. С ее помощью можно переправиться через реку, сделать страховку, обустроить спальное место и многое другое. Поэтому, собираясь в длительный поход, каждый путешественник должен взять несколько веревок и заранее узнать, как вязать туристические узлы — крепкие и многофункциональные.
Какими бывают узлы
Любые туристские узлы должны:
- вязаться без лишних усилий;
- выдерживать разный вес и нагрузку;
- не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.
Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:
- одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
- разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
- для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
- для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
- не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.
Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.
Прямой узел
Прямой узел вяжем одним из двух способов:
- Сложить петлю на веревке, взять вторую и обернуть ей первую, оставляя пятнадцати или двадцатисантиметровые края. Концы должны смотреть в одну сторону, в противном случае узел связан неверно.
- Наложить одну веревку поверх второй, связать два простых узелка по разным сторонам от места соединения.
Ткацкий узел
Связать пару узлов на двух сложенных вместе веревках, стянуть, закрепить. Этот вариант узла иногда деформируется, становится более плотным, но может ослабиться зависимо от нагрузки, которую ему приходится выдерживать.
Встречный узел
Завязать простые узлы на обеих веревках так, чтобы они располагались во встречном направлении. Хвосты двойного узла должны торчать в разные стороны.
Встречный узел не ослабляется, но может сильнее затягиваться. Подходит для связывания одинаковых веревок.
Грепвайн
Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.
Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.
Брамшкотовый
Толстая веревка используется для петли, которую оборачивают веревкой потоньше. Готовый узел стягивают, расправляют.
Академический
Схема схожа с брамшкотовым. Из веревки потолще складывают петлю, которую обворачивают тонкой. Результат затягивают и фиксируют.
Восьмерка
Чтобы связать восьмерку, на конце сложенной пополам веревки формируют одноименную цифру и затягивают так, как показывает схема.
Узел восьмерка позволит получить петли, не деформирующиеся под воздействием тяжестей.
Булинь
Вяжется с опорой. Петля формируется против хода часовой стрелки с оборотом на 180 градусов. Начала ее оборачивают свободным концом, который затем продевают в петлю. Как правильно формируется узел булинь, представлено на рисунке.
Вариант, не подходящий для переменных нагрузок, но остающийся стабильным под действием большого веса.
Простой проводник
«Простой проводник» может завязываться на любом участке. Не подходит для жестких веревок, на которых сильно уплотняется или, наоборот, «ползет».
Срединный австрийский проводник
Из сложенной веревки на любом участке сложить цифру «восемь», развернув ее на 360 градусов.
Двойной проводник
Второе название – «заячьи уши». Сложить вдвое веревку, образовать «пустышку». В нижнюю петельку продеть верхние «ушки».
Двойной проводник должен получиться без скрещиваний. Ему не нужна дополнительная фиксация.
Удавка
Вязать туристические «удавки» нужно на рабочей части, несколько раз обернутой ходовым концом, привязанным к опоре.
Вспомогательные узлы
К вспомогательным вариантам относятся:
* Пустышка – основа для «двойного проводника» и «булинь». Развязывается без особых усилий.
* Маркировочный
* Стремя
Большинство основных узлов для дополнительной прочности крепится дополнительными. К ним относят:
* простой;
* стремя;
* ткацкий;
* удавка;
* встречный;
* брамшкотовый;
* академический;
* булинь;
* простой проводник.
Туризм требует умения использовать различные узлы. Некоторыми из них можно связывать лишь одинаковые веревки.
Помните, что любой вариант, будь то простой, узел клинч, восьмерка, морской узел или какой-то другой, должен быть связан правильно.
Независимо от того, какой разновидностью узелков собираетесь пользоваться в походе, каждой требуется особое внимание. От умений туриста зависит то, насколько безопасным и комфортным будет поход для всей группы.
Подробнее о видах узлов и способах их завязывания расскажет видео.
Узлы для туризма
Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каж-дому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.
1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».
2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».
3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».
4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».
5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.
“Прямой” узел можно вязать двумя способами
1. Одной веревкой делается петля (а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке (б). Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не-правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (д).
“Ткацкий” узел
Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (а), потом с другой (6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (в).
“Встречный” узел
Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя-жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).
Узел “грейпвайн”
Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (а), затем то же самое с другой (б). Узлы стягиваются (в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке (г).
“Брамшкотовый” узел
Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке (а, б). Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).
“Академический” узел
Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке (а, б). Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).
Узел “простой проводник”
Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (в).
Узел “восьмерка”
Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (в).
Узел “срединный австрийский проводник”
Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (в), нужно растянуть кон-цы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.
Узел “двойной проводник”, или “заячьи уши”
Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (а), затягивается (в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю.
В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится.
Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы через нее прошли две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (в).
Правильно завязанный узел показан на рисунке (г). Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.
Узел “удавка”
Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел (б). Затем узел затягивается.
Узел “стремя”
Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке (а). После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.
Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (а, б).
Узел “булинь”
Вяжется одним концом веревки вокруг опоры.
Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (в).
«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой.
Опора обносится ходовым концом (а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (б).
На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (в).
“Схватывающий” узел
Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (а, б). Затем операция повторяется (в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».
Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (г).
Дополнительные узлы
Узел “пустышка”
Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за кон-цы в разные стороны.
Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (6).
“Маркировочный” узел
Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована.
“Узел Бахмана”
Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.
Репшнур вщелкивается в карабин (а), при открытом карабине делается 3-4 оборота (б), затем муфта карабина закручивается, узел распрям-ляется и затягивается (в).
“Карабинная удавка”
Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.
На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (б).
Источник: “Туризм и спортивное ориентирование” Л.А.Вяткин г.Москва 2001
Еще немного о назначении узлов.
1) Прямой — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости. Контрольные узлы обязательны.
- 2) Восьмерка встречная — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости контрольных узлов не требует
- 3) Восьмерка петлей — для создания грузовой петли на конце веревки контрольного узла не требует
- 4) Восьмерка петлей одним концом — для аналогичных целей при условии, что петлю невозможно встегнуть.
5) Грепвайн — для скрепления двух веревок одинакового диаметра и жесткости, контрольных узлов не требует. МИНУС — практически не развязывается после нагрузки.
6) Стремя — для жесткого закрепления веревки вокруг чего — нибудь. ( вокруг дерева — перила, вокруг ноги — стремя при самовылазе итд). контрольный узел необходим
7) Стремя одним концом для аналогичных целей
8)Австрийский проводник — для создания петли в середине веревки. (третий в связке, трамвайчик, точка, дефект веревки). на концах веревки использовать нельзя.
9) Булинь — для создания грузовой петли. Контрольный узел обязателен.
10) Булинь одной рукой — обвязать себя.
11) Двойной булинь — для жесткого закрепления двойной веревки.
12) Заячьи уши — для жесткого закрепления двойной веревки. МИНУС — плохо развязывается после нагрузки.
13) Схватывающий узел (прус) для крепления за вертикальные перила. Веревка не менее 6 мм. Основная веревка больше диаметром (10 мм).
14) Схватывающий узел одним концом.
15) Брамшкотовый узел — для соединения двух веревок разного диаметра. Контрольный узел обязателен. ( Толстая веревка вкладывается, тонкая наматывается)
А еще есть замечательный сайт, где очень красочно, анимированно и очень подробно показано и рассказано (на английском) как и для чего завязывать различные узлы. Даны различные комментарии.
И хотя их там и не 150, чем гордятся в одной книге и жалеют о том что люди знают в основном не больше 20-30.
Но эти 20-30 узлов с таким объяснением освоят гораздо больше людей которым эти узлы смогут пригодится во многих ситуациях.
Home
Можно даже диск купить с этими инструкциями, за 15$
Туристические узлы с названиями схемы, как вязать
Немногие представляют, насколько важно уметь правильно вязать туристские узлы, которые станут незаменимым помощником в нештатных ситуациях. Не думайте, что применяя один вид узлов, можно решить любую проблему. Нужно уметь использовать различные узлы в зависимости от возможной ситуации. Знать основные способы, как вязать туристические узлы.
Опытные путешественники составили список, в котором указано назначение туристических узлов.
Ознакомившись с этой небольшой статьёй вы научитесь самостоятельно делать узлы в туристическом походе. Ничего замысловатого в составлении нет, главное – понять суть и запомнить главные преимущества. Нужно понимать, какая разновидность подойдёт для конкретного случая.
Назначение туристических узлов
Разнообразные виды отличатся по прочности, поэтому применяются в разных ситуациях. Опытные путешественники умеют подбирать идеальный вариант для любого случая.
Но некоторые начинающие туристы задаются вопросом: зачем вообще уметь вязать туристические узлы? В чём их назначение? Давайте подробно разберёмся. Во-первых, с помощью крепкого сплетения можно объединить прорвавшийся канат или верёвку или сделать их длиннее (в зависимости от желаемого результата).
Во-вторых, иногда нужно уметь привязать человека к опоре или другому человеку (например, при транспортировке травмированного туриста).
Существует несколько и других назначений, но основные туристические узлы используются в том случае, когда необходимо уверенно зафиксировать что-либо. Умение крепко вязать узлы поможет не только во время похода, но и в реальной жизни, поскольку иногда есть необходимость крепко соединить разные вещи.
Основные туристические узлы и их применение
Давайте обозначим главные способы вязания, поскольку дополнительных невероятно большое количество. Туристу достаточно знать основы, чтобы чувствовать себя уверенно во время похода.
- Прямой (Геракла). Вариант для того, чтобы снова соединить прорвавшийся канат, трос. Также применяется для упаковать небольшого груза, фиксации его положении.
- Рифовый (с одним бантиком). Популярный среди профессиональных моряков вариант, который уместно применять для того, чтобы зафиксировать предметы, и быстро развязать. Он помогает морякам, например, устанавливать шлюпки.
- Встречный (ленточный). Используется для соединения ленты с канатом или двух лент, а также для фиксации ремней. Отличается прочностью, поэтому используется в самых ответственных моментах, когда нужно быть уверенным в надёжности соединения.
- Ткацкий (простой, лесной, речной). Используется в разных ситуациях, но не может существовать без контрольных узелков. Подходит для связывания лесок.
- Шкотовый (Вебера). Подходит исключительно для связывания веревки или каната, которые находятся в постоянном напряжении. В противном случае становится непрочным. Используют для соединения каната с карабином или металлическим кольцом.
- Брам-штоковый. Подходит для соединения верёвок разной толщины, похож на предыдущий вариант, но отличается большой прочностью. Используют только при постоянном напряжении, подстраивается под перемену движения.
- Морской академический. Подходит для объединения каната с веревкой или троса, используется в случаях, когда нужно прочно что-либо зафиксировать, но быстро развязать (например, при буксировке).
- Туристический академический. Является усложненным вариантом предыдущего. Применяется для того, чтобы завязать верёвку за бревно.
Как вязать туристические узлы?
Вязание туристических узлов – несложное занятие, которое под силу выполнить каждому путешественнику. Давайте разберёмся с техниками выполнения.
Одинаковая толщина верёвки
Прямой (Геркулеса)
Один из самых распространенных узлов, которые помогают крепко объединить что-либо во время путешествия. Держим в разных руках концы верёвок, переплетаем концы один раз. Нижнюю часть верхней верёвки преобразовываем в открытую петлю. Совершая простые действия, получаем крепкий узел. Кончик нижней верёвки просовываем в петлю. Далее тянем в противоположные стороны, чтобы зафиксировать. Готово.
Рифовый
Не требует больших усилий для выполнения, быстро развязывается. Формируем нижний полуузел в форме петельки. Нижнюю часть другой верёвки делим пополам и просовываем в петлю, затягивая. Получилась часть бантика. Шнуры обязательно из одного материала лучше подходят для подобного вида, иначе надёжность будет гораздо ниже.
Встречный (ленточный)
Концы верёвок должны смотреть друг на друга. Не стягиваем, кончик первого шнура завязываем. Второй шнур засовываем в получившийся узел, продлевать верёвку можно только параллельно первой. Связку затягиваем крепко.
Ткацкий (прочный)
Нижнюю часть одного из канатов связываем простым узлом, затем протягиваем второй канат. Соединяем конец второго и первый канат и формируем простой узел. Два узла, которые получились в результате, соединяем. Делаем страховку в виде дополнительных петель.
Веревки разной толщины
Шкотовый (Вебера)
Нижнюю часть более крупной веревки формируем в ушко, в которое просовываем второй шнур, обматывая получившееся ушко вокруг основания. Короткий кончик перекрещиваем со вторым кончиком шнура и просовываем в ушко. Узел крепко фиксируем и добавляем страховку.
Брам-шкотовый
Толстый первый шнур формируем в ушко (петлю), кончик второго размещаем внутри ушка, просовываем тонкий канат поверх петли. Повторно переплетаем вокруг основания ушка свободным кончиком, который протягиваем между петлёй и тонким канатом. Узел затягиваем, не забывая крепко держать толстый конец шнура. Страховка поможет сделать узел надежнее.
Академический морской
Концы двух верёвок кладём один на другой, переплетая один раз, протягиваем вверх. Повторяем переплетение в обратную сторону. Закрепляем затягиванием.
Академический туристический
Делаем из толстого шнура полу петлю. Более тонкий шнур располагаем внутри петли, окручиваем основанием и перекрещиваем концы шнуров. Короткий хвост засовываем в петлю и крепко затягивает. Последним этапом станет закрепление с помощью страховки.
Заключение
Дорогие читатели, в этой статье попытался раскрыть главные секреты формирования узлов, которые могут пригодиться в походе как начинающим, так и опытным туристам. Переплетение помогает закрепить или соединить верёвки одной и разной толщины, иногда такое вязание помогает преодолеть переправу.
Выживание в походных условиях – основа безопасности в походах. Поэтому знание различных приемов и правил безопасности, гарантирует вам уверенность в себе. И в том что при возникновении внештатной ситуации — вы будете к ней готовы.
Уметь разжигать костры при любой погоде и в любых ситуациях не менее важно, чем вязать узлы. О кострах читайте здесь: «Какие виды костров бывают: их предназначение, способы их разведения»
Метки статьи: Альпинизм, Жизнь в походах, Правила безопасности