Мы ежедневно что-то завязываем, даже не задумываясь об этом — на шнурках, на ленточках и бантиках, на галстуке, в быту и на отдыхе. Так или иначе, узелки присутствуют практически везде. Разберемся с тем, какие из специальных техник завязывания морского узла на веревке могут нам пригодится в экстремальных и походных ситуациях, будут самыми крепкими и надежными.
Всем нам известен простой узелок, необходимый, чтобы соединить два конца одной ленты. Но его вариант, использующийся моряками, немного усложнен.
Рисунок 1. Пример соединения двух веревок разными узлами
Чем хорош морской узел на веревке:
- Он связывает элементы одинакового диаметра (Рисунок 1);
- Хорошо выдерживает резкие рывки;
- Не развязывается самостоятельно и не проскальзывает;
- Сохраняет свои свойства даже после намокания.
Лучше всего он себя зарекомендовал на тросах из натуральных материалов, поэтому широко применяется в морском деле. Но, как и все соединительные конструкции с большим количеством переплетений сильно повреждает и ослабляет канат.
Как завязывать водяной морской узел
Существует четкая последовательность, как правильно завязать водяной морской узелок (Рисунок 2):
- Расположите ходовые отрезки для вязания параллельно;
- Сформируйте их концами замкнутую петлю, проведя их под корневыми окончаниями;
- Сделайте три оборота ходовых отрезков вокруг корневых концов;
- Следите за тем, чтобы веревки оставались в процессе завязывания параллельными;
- Зафиксируйте конструкцию, одновременно затягивая все ее концы.
Рисунок 2. Схема водяного морского узла
Его можно легко развязать, если:
- Знать составные части, их всего две — ходовая и корневая;
- Ослабить натяжение — петли будут четко видны и задача не составит особого труда.
Как вязать узел Австрийский проводник
Разновидность морских узлов
Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).
Среди них чаще всего используются:
- Восьмеркой;
- Бабочка или пчелка;
- Беседочный;
- Прямой или простой штык;
- Якорный.
Рисунок 3. Примеры разных морских узлов
Кроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:
- Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
- Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
- Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
- Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
- Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.
Прямой
Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.
Рисунок 4. Прямой морской узел
Рифовый
Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках.
В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).
Рисунок 5. Рифовый морской узел
Восьмерка
Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:
- Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
- Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
- Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
- Просто поддается развязыванию.
Рисунок 6. Морской узел восьмерка
Плоский узел
Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.
При наличии четырех точек пересечения, он:
- Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
- Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.
Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).
Рисунок 7. Плоский морской узел
Простой штык
Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.
Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):
- Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
- Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
- Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.
Рисунок 8. Морской узел простой штык
Шкотовый узел
Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.
Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):
- Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
- Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
- В завершении — протяните тонкую часть под петлей.
Рисунок 9. Шкотовый морской узел
Калмыцкий
Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.
Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):
- Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
- Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
- Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.
Рисунок 10. Калмыцкий морской узел
Беседочный узел
Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.
Рисунок 11. Беседочный морской узел Как вязать узел штык
Как правильно вязать?
Чтобы знать, как правильно завязать морской узел на веревке, вам понадобится не только схема, но и ряд полезных советов, как сделать фиксирующий элемент действительно надежным:
- Терпение и снасть, изготовленная из натурального материала, мягкая и не сильно большая в сечении;
- Инструкция с подробной схемой, которой необходимо следовать без изменений;
- Постоянная практика в завязывании — выполнить действие два-три раза недостаточно, чтобы запомнить последовательность вязки;
- Следование операциям, а не знание названий, так как те могут отличаться в зависимости от источников.
Как вязать морской узел правильно: научиться в схемах, видео и картинках
Умение вязать морские узлы пригодится не только морякам, рыбакам, но путешественникам и даже домоседу. В мире насчитывается более пяти сотен разновидностей морских узлов. Основными и часто применяемыми из них являются 40 штук.
Первое упоминание
Морской узел – это петля, изготовленная вокруг снасти, мачт, рангоутов и прочих корабельных элементов, а также определенные соединения концов тросов друг с другом.
История его появления насчитывает более 6 000 лет. Изобрели хитросплетения моряки, которым требовалась надежная фиксация деталей парусных суден, которых насчитывалось не один десяток. При этом крепление должно выдерживать огромные нагрузки, штормовые рывки и осуществляться максимально быстро.
Как их применяют в рыболовстве?
С развитием кораблестроения и появлением пароходов, потребность в огромном количестве хитрых узлов исчезла. Тем не менее многие применяются в любительском и профессиональном спорте, туризме и рыбалке. В последнем случае, морские узлы используют для того, чтобы:
- зафиксировать приманку на спиннинг либо крючок к леске;
- установить леску на шпуле;
- пришвартовать лодку или баркас.
Основные понятия, которые необходимо знать
Для того чтобы быстро научиться вязать несколько основных морских узлов, следует выучить понятия и термины, которые помогут в освоении этого дела. Поскольку, технология вязания имеет процесс соединения тем или иным образом краев троса, веревки, лески и прочее, нужно запомнить следующее:
- Коренной конец – часть троса, зафиксированная неподвижно;
- Ходовой конец – незакрепленный, который и является основным элементом при вязке узла.
Классификация
Поскольку, морские терминологии, в том числе и при вязании морских узлов, походят из иностранных языков, следует знать следующие понятия вязки:
- Knot – переплетение или соединение ходового и коренного концов.
- Hitch – определение узла, при привязке его внутреннего конца к любому предмету.
- Bend – соединение ходовых концов двух и более тросов для получения одного изделия.
Основные виды: Техника выполнения
Беседочный или булинь
Представленный узел при сильной нагрузке не затягивается и легко развязывается. Он также популярен для крепления парусов на рангоуте на прогулочных и спортивных суднах, швартовки и страховки суден. Из-за его универсальности, беседочный называют царем морских узлов.
Технология его завязывания заключается в следующем:
- ходовой кончик ввязывается в малую петлю, которая делается перегибом наружного конца;
- после вдевания в петлю, с оборотом вокруг коренного и обратно направляют в получившуюся петлю;
- диаметр основной петли определяется в зависимости от предназначения узла, длины и объема груза или прочего элемента.
Удавка
Этот тип является широко применяемым для поднятия различных грузов на определенную высоту. Применяется в портах, строительстве, лесном хозяйстве и прочих сферах промышленного и индивидуального хозяйства.
Завязывается он по такому образцу:
- ходовой кончик требуется обнести вокруг предмета или груза;
- затем обводится наружный (коренной) конец и несколько раз вокруг ходового края;
- на тросе из 3 прядей, такая операция производится в направлении свивки;
- для надежной фиксации длинного предмета при поднятии, используют удавку со шлагом, который делается на некотором расстоянии от основного узла.
Восьмерка
Название свое получил благодаря соответствующей форме. Является классическим и служит для стопора снастей и блоков. Легко завязывается и развязывается даже с мокрым тросом.
Технология:
- ходовой обносится вокруг наружного конца и вытягивается вверх для получения петли;
- в нее продевается ходовой, предварительно заведенный за себя;
- затягивается с максимальным усилием.
Прямой
Известный с давних времен, но не самый удобный и надежный. Применяется для соединения двух тросов в один. При намокании и сильном затягивании его очень сложно развязать.
Процесс завязывания:
- оба ходовых кончика выводятся с той же стороны, что и коренные, для соблюдения симметрии. Этот момент важен в надежности узла, поскольку несоблюдение этого условия позволит развязать конструкцию, потянув с разных сторон за основные края («бабий»);
- завязываются путем соединения основных кончиков, перемещающихся по отношению друг к другу;
- для облегчения развязывания, используют разновидность прямого узла с петлей на одном из ходовых концов (рифовый).
Простой полуштык
Надежная и широко распространенная вариация из серии однотипных. Отличается тем, что при правильной завязке, исключено самовольное развязывание и чрезмерная затяжка.
Как вязать:
- ходовой край обводится вокруг предмета;
- далее, та же процедура производится вокруг коренного, и ходовой край продевается в образованную петлю.
Простой штык
Более сложный вариант предыдущего. Основной сферой его применения является буксировка и швартовка суден. Способ его завязывания идентичен методу с полуштыком. А, вернее, объединение их в одном.
Трех полуштыков вполне достаточно для одного рассматриваемого варианта, поскольку большее количество никак не скажется на прочности, а вариант из 3 полуштыков способен выдержать нагрузку большого корабля.
Простой штык со шлагом
Его предназначение и способ завязки идентичны простому штыку. Благодаря наличию дополнительного шлага в месте крепления к объекту троса считается несколько надежней.
Рыбацкий штык
Считается самым надежным и давно используемым. Его предназначение очень ответственное: удержание якоря и прочих важных элементов корабля, на которые действует сильная тяга. Второе его название – якорный.
Способ завязывания схож с простым штыком, только с двумя шлагами. Заключается в следующем:
- вокруг скобы якоря вяжется два шлага (без чрезмерного усилия);
- далее, ходовой кончик пропускают под шлаги;
- завершается завязывание узла одним, двумя штыками;
- окончательным действием является фиксация коренного и основного концов перетяжкой страховочным тросиком.
Калифорнийский
Используется в рыбалке, для крепления нейлоновой лески. Придуман рыбаками из Калифорнии несколько десятков лет назад, чем и заслужил свое название. Его используют не только для крепления крючков, но и грузил и вертлюг. Считается вполне надежным. К минусам можно отнести его малую компактность.
В ушко крючка продевается петля из лески, затем оборачивается вокруг коренного конца и затягивается через образовавшуюся двойную петлю.
Ступенчатый
В рыбалке применяется для крючков, которые не имеют ушка. Многие рыбаки считают такую снасть прочнее стандартного крючка. Как раз для таких случаев используется ступенчатый, который выполняется в виде затягивающейся удавки.
Поводковый
Различают 4 вида, а именно:
- Выполнен на основе простого и применяется, если имеется потребности в быстрой смене поводков. Для начала, делается обычный узелок и не затягивается основательно. Далее, поперечный поводок с крючками пр
одевается через незатянутый узелок, обводится вокруг петли и обратно через середину полуузла. Окончательно затягивается после выравнивания обоих поводков по длине.
- Поводковый по принципу бегущего варианта. Сначала, на леске готовится простой бегущий, который не затягивается основательно. На кончике поводка затягивается восьмерка, и конец пропускается в основу бегущего. Далее, следует затянуть его до конца для надежной фиксации поводка.
- Поводковый на основе змеиного варианта. Отличается некоторой сложностью завязывания, но считается более надежным. Перед затяжкой змеиного узла на леске, следует провести кончик поводка с восьмеркой через его середину. Затем затягивается, а поводок надежно фиксируется благодаря тому, что обе части змеиного узла плотно сходятся.
- Роликовый поводковый. Готовиться простой узел, в который продевается ходовой конец. Его крепят вокруг лески и коренного конца при помощи нескольких восьмерок. Представленное крепление считается весьма надежным и простым.
Глухой
Отличается в среде рыбаков своей надежностью и простотой завязывания. Следует протянуть конец лески в ушко крючка и перекинуть ее для образования глухой петли.
Представленный узел подходит для всех типов лесок, а также хорош для крепления грузил.
Рыбацкая восьмерка
Один из самых надежных для крючков с ушком. Технология вязания имеет следующую последовательность:
- ходовой конец проводится через кольцо крючка;
- оборачивается вокруг цевья;
- ходовой край снова пропускается через колечко для образования закрытой петли;
- далее, обносится вокруг коренного края;
- для окончательного завязывания, нужно пропустить ходовой конец в петлю, которая охватывает цевье.
Акулий
Сложный тип. Техника вязания имеет следующую последовательность:
- перед введением ходового конца лески в петлю, приближаем шлаги друг к другу и плотно их затягиваем;
- шлаги готовятся предварительно вокруг коренного и ходового концов;
- данный способ используется, как правило, для синтетической лески.
Выводы
Навыками вязания морских узлов непременно должны обладать моряки, рыбаки, туристы, спортсмены (скалолазы, парусники) и любители экстремального спорта.
Необязательно досконально изучать сотни видов морских узлов. Знание нескольких основных типов вполне достаточно.
Рядовому человеку в обыденной жизни также не помешает знание технологии вязания хотя бы 2-3 узлов, ведь в жизни всякое может случиться.
Как завязать морской узел: пошаговые инструкции
Они появились задолго до мореплавания, но в среде моряков стали настоящим искусством и залогом выживания. Сейчас знание того, как вязать узлы, пригодится рыболовам, альпинистам, путешественникам.
Виды и применение
Умение вязать морской узел высоко ценилось во времена, когда в ходу были парусники. Для классификации распространена английская терминология. Она основана на особенностях крепежа, выделяют 3 группы:
- Knot - создается переплетением коренного с ходовым концом веревки с характерным утолщением.
- Hitch - служит для закрепления на опоре, которую обматывают ходовым концом.
- Bend - нужен для сцепления отдельных концов разных веревок.
Knot морской узел
Крепкие морские узлы, предназначенные для связывания парусов, такелажных снастей, сейчас применяются в рыболовстве. Это самый надежный способ закрепить порвавшуюся леску, привязать крючок или грузило.
Всего плетений, описанных в литературе, более 500. Из них сейчас применяется около 40 видов.
Схема вязки для начинающих
Чтобы научиться вязать морской узел, новичку нужно запомнить основные термины, без которых сложно понять схемы, правильно применять их.
Коренной конец
Основные понятия, используемые при обучении:
- Коренной конец - крайний неподвижный отрезок троса, опосредованно участвующий в вязании.
- Ходовой конец - подвижное окончание троса, с помощью которого завязывается узел.
- Петля - концевой отрезок троса, сложенный пополам.
- Обнос - действие, когда участок троса или лески обматывают вокруг опоры, не перекрещивая концов.
Тренироваться вязать узлы лучше на булине и восьмерке. Они простые, надежные, легкие в освоении.
Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Прямой узел схема вязания
Потребуется два каната, желательно разного цвета - темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Прямой тип легко развязывается при необходимости и выглядит элегантно. С его помощью к леске привязывают отрезок с крючком, так называемый поводок. Минус – в ненадежности, он скользит и заклинивает.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки - деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Булинь узел — схема вязания
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Если к веревке прикреплена беседка или есть нагрузка, булинь развязать невозможно. Минусом считают то, что при отсутствии давления он может распуститься самостоятельно.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение - фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Восьмерка узел — схема вязания
Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Рыбацкая восьмерка - модифицированный вариант для закрепления крючка с ушком на леске. Отличие только в том, что первая петля продевается через ушко.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия - half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Простой полуштык
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Полуштык компактен, прост в завязывании, легко запоминается. Он не портит веревку.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Якорный узел
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.
Все рыболовные узлы можно вязать, основываясь на схемах морских.
Как пользоваться узловязом
Чтобы быстро закрепить крючок или мушку на леске, можно воспользоваться узловязом. Это простой инструмент с крючком и загибом.
Чтобы с его помощью вязать узлы:
- Возьмите узловяз и леску на бобине. Леску проденьте через ушко, закрепите обычным узелком.
- Зацепите леску крючком узловяза.
- Заведите ее за загиб инструмента.
- Разверните узловяз так, чтобы крючок находился над тем местом, где будет сделан узелок. Леска должна образовать треугольник.
- Сделайте 3-5 оборотов лески вокруг крючка.
- Натяните леску, аккуратно снимите ее с загиба.
- Опустите узел. Затягивая его, снимите леску с крючка.
Узловяз используют для создания прочных завершающих узлов, чтобы надежно закрепить снасти.
Хотя многие морские узлы были созданы для парусного судоходства, сейчас почти не существующего, их многовековая история не закончилась. Без этого умения сложно обойтись любителям рыбалки или туристам.
Основные Морские Узлы
Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.
Что стоит учесть новичкам перед обучением
Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:
1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса; 2) ходовой конец – свободный, т.е.
незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.
В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация: 1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным; 2) bend — узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один; 3) hitch — узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету. Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.
Основные морские узлы
Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.
Как завязать беседочный узел: 1) создать с верха вниз петлю; 2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец; 3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле; 4) туго затянуть. Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.
Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.
Как завязать узел восьмёрка:
1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю; 2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же; 3) крепко затянуть.
Прямой узел — один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение — связывание двух тросов одного диаметра.
Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел.
Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.
Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.
Простой полуштык и его более сложные вариации
Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода.
Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному.
Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.
Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка.
Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками.
Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.
Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.
Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.
Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.
Как вязать морские узлы: основные схемы в картинках для начинающих моряков топ 10
Вязание узлов – очень важная и нужная техника. Крепкие узлы ни раз спасали жизни моряков, рыбаков или охотников. С помощью такого крепления можно не только обеспечить безопасность судна, закрепив мачту, паруса, но и сделать швартовочный узел, чтобы лодку не унесло, либо спасти попавшего за борт человека, прикрепив один конец веревки к судну, а другой скинуть в воду.
Техника вязания уходит далеко в древность. Многочисленные варианты морских узлов насчитывают более 500 наименований, интерполяция применимых на практике 30-40.
Морской узел может спасти жизнь
Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.
Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.
Чем отличаются катушки инерционные от безынерционных?
Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.
Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.
Что это такое?
Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.
Классификация морских узлов
Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.
Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:
- «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
- «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
- «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.
Важно!
Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.
Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику.
Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий.
Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.
Схема вязки для начинающих
- Чтобы научиться вязать морской узел, новичку нужно запомнить основные термины, без которых сложно понять схемы, правильно применять их.
- Коренной конец
- Основные понятия, используемые при обучении:
- Коренной конец - крайний неподвижный отрезок троса, опосредованно участвующий в вязании.
- Ходовой конец - подвижное окончание троса, с помощью которого завязывается узел.
- Петля - концевой отрезок троса, сложенный пополам.
- Обнос - действие, когда участок троса или лески обматывают вокруг опоры, не перекрещивая концов.
Тренироваться вязать узлы лучше на булине и восьмерке.
Они простые, надежные, легкие в освоении.
Часто используемые морские узлы
Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом».
Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких.
Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.
Схема вязки:
- Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
- Далее его заводят за коренную часть.
- Возвращают назад в петлю.
- Маленький кончик должен остаться во второй петле.
- Выполняют тугое затягивание.
Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.
Схема вязки:
- Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
- Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
- Плотно затягивают.
Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.
При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.
Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.
Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.
Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:
- Две коренные части соединяют.
- Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
- Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.
Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.
Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.
Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.
Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.
Сферы применения
Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:
- при наращивании верёвок;
- при установке палатки;
- для преодоления водных преград;
- для фиксации предметов;
- для рыбной ловли;
- при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
- для спуска с высоты;
- при сборе дров или хвороста для костра;
- для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.
Гордиев узел и морской: различия
Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.
В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось.
Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе.
Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.
Важно!
Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.
Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.
Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.
Как пользоваться узловязом
Чтобы быстро закрепить крючок или мушку на леске, можно воспользоваться узловязом. Это простой инструмент с крючком и загибом.
Чтобы с его помощью вязать узлы:
- Возьмите узловяз и леску на бобине. Леску проденьте через ушко, закрепите обычным узелком.
- Зацепите леску крючком узловяза.
- Заведите ее за загиб инструмента.
- Разверните узловяз так, чтобы крючок находился над тем местом, где будет сделан узелок. Леска должна образовать треугольник.
- Сделайте 3-5 оборотов лески вокруг крючка.
- Натяните леску, аккуратно снимите ее с загиба.
- Опустите узел. Затягивая его, снимите леску с крючка.
Узловяз используют для создания прочных завершающих узлов, чтобы надежно закрепить снасти.
Хотя многие морские узлы были созданы для парусного судоходства, сейчас почти не существующего, их многовековая история не закончилась. Без этого умения сложно обойтись любителям рыбалки или туристам.
? Базовые названия
Итак, начнем. Первый вопрос, который нам необходимо решить это вопрос терминологии. Термины, за исключением некоторых общих для всех, очень сильно разнятся. Практически нельзя найти двух книг в которых бы они все совпадали, поэтому не удивляйтесь, встретив совсем другую азбуку в каком-то другом издании.
Первый существенный вопрос, концы веревки. Известно, что у веревки, как и у палки, два конца — один котором вы собираетесь вязать, второй либо где-то далеко, либо уже привязан, к чему-нибудь. Собственно этим они различаются.
Соответственно, тот, который нам не доступен, или мы его назначили недоступным, будет называться коренным концом
- , а тот, который будет принимать участие в вязке назовемходовым концом , так его назвали задолго до нас, это термин устоявшийся и привычный, не вижу смысла придумывать свой.
- Далее, по терминам: что такое петля открытая
- ,петля закрытая и
- полуузел
хорошо видно из рисунка, на словах это объяснить существенно сложнее, поэтому постарайтесь, этот рисуночек все же скачать. Тем более, что уже здесь могут начаться разночтения с другими авторами.