Гачный узел (рис. 105). Когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой на гаке, используя обычный стальной или растительный трос. При этом пользуются гачным узлом. В этом нехитром узле заложена большая мудрость.
При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне шейки гака, а петля, затянутая вокруг его спинки, держит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно проследить, чтобы коренной конец троса обязательно проходил над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не отравился, ходовой конец прихватывают временной схваткой к коренному.
Используя принцип гачного узла, можно без троса поднять на гаке мешок, если его горловина позволяет обернуть ее один раз вокруг спинки гака.
Рис. 105. Гачный узел
Гачный узел со шлагом (рис. 106). При подъеме груза на гаке с помощью троса, завязанного гачным узлом, следует брать в расчет толщину троса.
Если по отношению к гаку трос достаточно толст, его можно заложить одинарным гачным узлом и благополучно поднять груз.
Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака, и, если он тонок по отношению к гаку, его закладывают гачным узлом со шлагом (см. рис. 106). Это намного увеличивает надежность подъема груза.
Рис. 106. Гачный узел со шлагом
'Кошачья лапа' (рис. 107). Название этого узла попало в русский морской язык из английского. На этом языке он называется , что следует переводить как .
Но по какому-то недоразумению этот узел у нас давно стали называть 'кошачьи лапки', хотя по-английски существительное 'Paw' (лапа) стоит в единственном числе, а не во множественном (Paws). Действительно, завязанный узел похож на лапу кошки.
Этот узел применяют в тех случаях, когда строп нужно прикрепить к гаку с таким расчетом, чтобы не было лишней слабины.
Чтобы завязать этот узел, петлю стропа кладут сверху на два его конца — получаются две небольшие петли, каждую из которых одновременно перекручивают наружу несколько раз в зависимости от того, на сколько нужно уменьшить строп. Потом петли сближают и надевают на гак. 'Кошачья лапа' не зажимается намертво, и узел легко снять с гака, если на строп нет нагрузки.
Рис. 107. 'Кошачья лапа'
Бочечный узел (рис. 108). Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел.
Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то беседочным узлом. Бочечный узел применяют при погрузке различных видов тары, имеющей цилиндрическую форму.
В быту им можно быстро обвязать бидон или бак без ручки.
Рис. 108. Бочечный узел
Мешочный узел (рис. 109). Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному — в мешках, рундуках и 'чемоданах'. Например, по традиции военного королевского флота Великобритании одежда матросов хранилась исключительно в парусиновых мешках длиной 3 фута с диаметром круглого днища 1 фут.
Матросам торгового флота Великобритании разрешалось иметь в кубрике деревянные рундуки размером примерно 2,5х1,5х 1,5 фута. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые 'чемоданы', сшитые из серой парусины № 6.
Большой имел длину 2 фута 9 дюймов, ширину 1 фут 2 дюйма и высоту 1 фут. Малый был длиной 1 фут 2 дюйма, шириной 1 фут и высотой 9 дюймов. Оба имели от четырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезентовые мешки английских военных матросов имели 12 люверсов, которые затягивались куском линя.
Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.
Рис. 109. Мешочный узел
Сваечный узел (рис. 110).
Применяемый в такелажном деле этот узел получил свое название от слова 'свайка', которое обозначает железный или деревянный прямой или немного изогнутый конический гвоздь, используемый для пробивания прядей троса, выравнивания обметываемых вручную люверсов, заделки кренгельсов, а также выполнения других работ с тросами и парусиной. Для тех, кто работает с тросами, сваечный узел имеет очень важное значение. Он применяется при обтягивании линя или шки-мушгара во время наложения клетня или шлагов бензеля, которые закладывают на свайку (или драек) этим узлом.
Рис. 110. Сваечный узел
(В этом деле свайка служит рычагом.) Им же пользовались, когда драйком обтягивали вокруг брашпиля стень-ванты на марсе.
Помимо этого, сваечный узел удобен для временного крепления любого тонкого растительного троса к различным инструментам, имеющим рукоять, когда их необходимо передать работающим на мачте или за бортом.
Сваечный узел крепко обхватывает передаваемый предмет, и последний можно легко из него вытащить. С помощью такого узла можно крепить швартовы и фалини к палам и битенгам, удобно крепить к кольям и столбам веревочное ограждение, делать мостки.
Амфорный узел (рис. 111). Для жителей древнего Средиземноморья амфора являлась универсальным сосудом. В амфорах хранили и перевозили оливковое масло, маслины, вино, зерно, муку и пр. Дно у этого сосуда, как известно, заостренное, поэтому поставить его на землю было нельзя: амфоры зарывали острием в песок.
При перевозке амфор морем их хрупкие ручки часто отламывались, в связи с чем переноска амфор затруднялась. Вот тогда-то древние греки и придумали амфорный узел, который позволял им удобно переносить эти сосуды без риска лишиться их ценного содержимого.
Узел этот не простой, вяжется сложно, в несколько этапов, зато с его помощью можно сделать великолепную веревочную ручку для переноса бутыли, кувшина и вообще любого сосуда с небольшим выступом на горлышке.
Рис. 111. Амфорный узел
Гинцевый узел (рис. 112). Гинцами моряки называют небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-нибудь снасть, и другим неподвижным блоком. Для ввязывания снасти блока в другую снасть применялся гинцевый узел.
На парусных кораблях гинцевый узел применялся, например, при ввязывании ходового конца брам-фала или при ввязывании ходовых концов топенантов нижних реев в стропы блоков гинцев.
Для этого обвивали кодовой конец брам-фала два раза вокруг верхней части стропа блока гинцев и, направив брам-фал вертикально поверх ходовою конца, продевали клевант или свайку между стропом и брам-фалом.
Такой способ крепления троса в строп или в коуш прост, надежен и может быть применен на середине троса. Его можно рекомендовать современным такелажникам и строителям.
Рис. 112. Гинцевый узел
Колышка ('баранья нога') (рис. 113). В английском морском языке этот узел называется 'Sheepshank', что означает 'баранья ляжка'. Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой.
В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют 'узлом для укорачивания троса'.Известный русский капитан дальнего плавания В. В. Бахтин в своем 'Объяснительном морском словаре', изданном в Санкт-Петербурге в 1894 году, этот узел называет 'колышкой'.
Может быть, не стоит нарушать традиции старой русской морской терминологии и вернуть узлу его прежнее наименование?
Во времена господства на море паруса, когда на каждом судне длина такелажа измерялась буквально милями, часто возникала необходимость укорачивать снасти на какое-то время, чтобы слабина тросов не путалась под ногами на палубе.
Чаще всего приходилось делать колышки у стень-бакштагов и фордунов или брам-бакштагов и фордунов; когда стеньга или брам-стеньга спущены. Укорачивание тросов на время делали и в других случаях. По традиции моряки разрезают трос при исключительных обстоятельствах.
А если, например, на судне требуется для какой-нибудь работы 25 метров троса, а под рукой есть свободный кусок длиной 40 метров, то его резать не будут, а укоротят до 25, сделав на нем обычную 'баранью ногу' одним из двух способов (рис. 113 а, б).
Для большей надежности, чтобы узел при временном снятии нагрузки случайно не развязался, концы его петель можно закрепить сваечным узлом (рис. 113, а).
Рис. 113. Колышкаа — первый вязки; б — второй способ вязки:
в — со сваечными узлами,г — принцип действия бараньей ноги
Узел 'колышка' применяется не только с целью укоротить длину троса на время. Его используют и в тех случаях, когда при ответственной операции с тросом (как, например, подъем тяжеловеса) есть сомнения в его прочности: допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан.
Чтобы исключить это место из работы и не подвергать его нагрузке, вяжут колышку. Принцип колышки заключается в том, что место троса, перечеркнутое на рис. 113, г, не участвует в работе троса, который завязан этим узлом.
В этом месте под нагрузкой трос можно смело перерезать, и он все равно будет держать груз, на который рассчитан по прочности. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен только под нагрузкой, и как только последняя снята, возникает опасность, что узел распадется.
Поэтому перед каждым применением троса с завязанной колышкой узел следует проверять или при вязке узла прикрепить петли к коренным концам схватками.
Олимпийский узел (рис. 114). Его назвали олимпийским потому, что он получается из пяти колец. Это старинный морской узел времен 'золотого века паруса' — расцвета чайных, опиумных и шерстяных клиперов.
На английском морском языке название этого узла весьма сентиментально — 'Два сердца, бьющиеся как одно'. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд громоздкость узла, вяжется он не сложнее топового (см. рис. 80).
Олимпийский узел надежен и конкретно отвечает своему прямому назначению — укоротить на время трос.
Рис. 114. Олимпийский узел
'Мартышкина цепочка' (рис.115) Назначение этого узла то же самое — на время укоротить трос. В отличие от колышки и олимпийского узла, он имеет то преимущество, что завязанный им трос своими петлями не мешает работе и его можно даже взять на шпиль.
Перед тем как дать на трос, завязанный этим узлом, нагрузку, в последнее звено 'цепочки' нужно вложить свайку или клевант или пропустить через него ходовой конец: иначе узел мгновенно развяжется.На тонких тросах вяжется он тремя пальцами одной руки. Делается это следующим образом.
Отступя примерно 10 сантиметров от края ходового конца троса, сделайте петлю диаметром 5-6 сантиметров. Удерживая пересечение троса на петле пальцами левой руки, введите в петлю три пальца правой руки — большой, указательный и средний.
Сквозь петлю коренной конец троса захватывайте кончиками указательного и большого пальцев, втягивайте его в виде петли в петлю, в которую вы ввели три пальца, немного протаскивайте ее внутрь, оставляя в это время средний палец в предыдущей петле для того, чтобы петли были одинаковой величины.
Как только вы вытянули очередную петлю, пропускайте в нее все три пальца и из нее снова зацепляйте коренной конец троса двумя пальцами, оставляя один в петле, и т. д.
Вязка каждого звена 'мартышкиной цепочки' занимает не более секунды, при этом трос укорачивается в четыре раза (из 4 метров троса получается 1 метр 'цепочки'). Свойство 'мартышкиной цепочки' быстро, плавно и последовательно развязываться часто используется для выполнения различных трюков в цирке.
Рис. 115.
Лучниковская петля (рис. 116). Некоторые знатоки узлов называют ее . Это один из древнейших и удивительнейших узлов, когда-либо придуманных человеком. У него конкретное назначение — регулировать натяжение тетивы лука.
Как известно, тетива почти любого лука никогда не остается одинаково натянутой. Она, особенно если свита из сухожилий животных, полос кожи или волокон растений, может удлиняться или укорачиваться от различных причин, например, от влажности воздуха и его температуры.
Менять свойства может и сам лук, будь он сделан из дерева или из рогов животного. Пролежал лук ночь на сырой земле — тетива натянулась, сидел охотник с луком у костра — тетива ослабла и т. д.
Одним словом, ее нередко приходилось регулировать, и делалось это не столько за счет сгибания самого лука, сколько за счет особой дополнительной жилы с одного конца лука.
Рис. 116. Лучниковская петля
Крабья петля, или затягивающийся огон (рис. 117). Особенность этого узла состоит в том, что он может работать в двух качествах: затягивающаяся петля или незатягивающаяся петля.
Если концы крабьего узла в точках, отмеченных буквами А и Б, резко и сильно потянуть в разные стороны, указанные стрелками, узел перестает быть затягивающимся.
Принимая форму, показанную на третьем справа положении на рисунке, узел больше не затягивается, его петля становится постоянной.
Рис. 117. Крабья петли
Кабестановая петля (рис. 118). По своему принципу этот узел такой же, как и предыдущий крабий узел. При сильном рывке за концы, обозначенные буквами А и Б, узел меняет свою характеристику и из затягивающейся петли превращается в незатягивающуюся петлю.
Французское слово 'кабестана', попавшее когда-то в наш морской язык и одно время применявшееся на флоте, обозначает термин 'шпиль' — вертикальный одинарный или двойной ворот для выбирания якорного каната и швартовов.
Видимо, этот узел применялся на тросах при работах со шпилем.
Рис. 118. Кабестановая петля
Материал отредактирован и предоставленАлександром Бойцовым
mailto:[email protected]
Буду очень признателен за ЛЮБУЮПредоставленную информацию по
Шняве Заложена в 1703г.Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов
Морские узлы
В этом разделе мы расскажем про морские узлы, которые должен знать каждый яхтсмен. Ведь без правильного понимания, где и какой узел нужен, а также достаточного количества тренировок, выход в море на парусной яхте просто небезопасен.
На яхте чаще всего используют для подвязывания кранцев. Для фиксации (чтобы не развязался) дополняют узлом рыбацкий штык (следующий в списке).
2. Рыбацкий штык
3. Концевой узел
(англ. — Stopper Knot)
- Вяжется на концах бегучего такелажа и не позволяет верёвкам свободно проскочить, например, через блок.
4. Шкотовый узел
(англ. — Sheet Bend)
Когда нужно срастить верёвки разных диаметров используем этот узел. Быстро вяжется и хорошо держит при нагрузках.
Уподобляясь англичанам, мы также его называем булинём. Наиболее важный и используемый моряками узел. Легко вяжется и легко развязывается. Вариантов вязания множество.
6. Стопорный узел
(англ. — Rolling Hitch)
Не менее важный узел для моряков. Узел используется, когда возникает необходимость задержать находящуюся под нагрузкой верёвку (например перевязать муринг, задержать сход якорной цепи).
Также узел удобен, если нужно что-то подвязать к вертикальной, даже гладкой основе, например, к вантам подвязать флаг.
7. Гаковый узел или восьмёрка на утке
(англ. — Cleat Hitch)
- Этим узлом мы подвязываем швартовы.
- На курсах Вы не только научитесь вязать узлы, но и мастерски управлять яхтой
- Записаться на курс / Задать вопрос
Как завязывать морской узел
Многовековая история пребывания человека на воде дает возможности пользоваться их плодами достижений. Так сегодня применяются различные морские узлы под определенные цели.
Как завязать морской узел для соединения тросов, веревок, лески или для укрепления — создавая тросы, а может само затягивающийся узел или наоборот не затягивающийся. Схематично представлены основные группы морских узлов. Так что с вопросом как завязать морской узел проблем возникнуть не должно.
Виды морских узлов и схемы их вязания
Все многообразие морских узлов можно разделить, исходя из их задач и форм, на несколько основных групп:
- узлы для соединения веревок;
- узлы для утолщения веревки;
- узлы-петли (само затягивающиеся и не затягивающиеся);
- узлы для привязывания веревки к предмету (затягивающиеся узлы);
- быстро развязывающиеся узлы;
Морской узел для соединения веревок
Как завязывать водяной морской узел
Этот морской узел применяется для соединения веревок одинакового диаметра и является усложненным вариантом простого узла. Он создает прочное соединение, хорошо выдерживающее рывковую нагрузку и не имеющее тенденцию к проскальзыванию и само развязыванию.
Особенно хорошо водяной узел ведет себя на веревках и тросах из природных материалов. Но, несмотря на все эти свойства, он не получил широкого распространения в морском деле.
Такой узел моряки стараются применять только в тех случаях, где его не нужно будет развязывать после снятия нагрузки, так как он фактически не развязывается, особенно в случае намокания.
Кроме того, этот плотный узел с большим количеством перегибов веревок приводит к их сильному повреждению и ослаблению.
Как завязывать морской узел схема
Последовательность завязывания водяного морского узла
- Расположить ходовые концы веревок параллельно друг другу.
- Сформировать ходовыми концами замкнутую петлю, проведя ходовые концы веревок под их корневыми концами.
- Сделать три оборота ходовых концов веревок вокруг их корневых концов (необходимо следить, чтобы веревки в процессе завязывания сохраняли свою параллельность друг относительно друга).
- Затянуть узел, затягивая одновременно все четыре конца веревок.
Морской узел для утолщения веревки
Как завязывать морской узел «Многократная восьмерка»
Многократная восьмерка – крупный стопорный узел, хорошо выдерживающий сильную переменную нагрузку. В морской практике он используется редко, несмотря на большую надежность и легкое развязывание. Благодаря большому количеству оборотов многократная восьмерка перераспределяет нагрузку и почти не повреждает веревку. Вяжут такой узел в основном на веревках и тросах небольших диаметров.
Как завязать морской узел на веревке
Последовательность завязывания узла многократная восьмерка
- Отступив от края веревки, сформировать открытую петлю. Ходовым концом сделать оборот вокруг корневого конца веревки и провести его через петлю.
- Ходовым концом троса сделать два оборота вокруг двух сторон петли и вновь провести его через окончание петли.
- Подтянуть петли к середине и затянуть узел.
Морские узлы-петли
А сейчас рассмотрим узел, относящийся к затягивающимся узлам-петлям.
Как завязывать морской узел «Скользящая глухая петля»
- Этот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании формируется двойная петля, что увеличивает надежность крепления.
- Последовательность завязывания узла скользящая глухая петля
- Ходовой конец троса сложить в форме открытой петли.
- Основание петли поднять и положить перпендикулярно основным концам троса, так, чтобы в результате образовались две закрытые петли. Ходовой и корневой концы троса провести через петли, делая обвод их внутренних сторон.
- Затянуть узел.
Морские не затягивающиеся петли
Как завязывать боцманский морской узел
Боцманский узел, входящий в группу не затягивающихся петель, появился несколько столетий назад в парусном флоте, где его применяли достаточно долгое время для крепления забортных досок-беседок при ремонтах корабля, для подъема-спуска человека при спасательных или высотных работах. Был известен под еще одним названием – испанский беседочный. Узел надежен, хорошо держит нагрузку, равномерно распределяя ее на две симметричные петли. В вязании узел достаточно сложен, но после прекращения работ он легко распускается.
Морской узел как завязать
Последовательность завязывания боцманского узла
- Ходовым концом троса сформировать открытую петлю.
- Закрытую часть петли развернуть на 180° вверх и завести снизу за ходовой и корневой концы троса так, чтобы получились две калышки.
- Часть закрытых петель развернуть навстречу друг другу на 180°, чтобы получились две восьмерки, и провести нижнее кольцо правой через нижнее кольцо левой восьмерки.
- Провести левый край верхней петли через левую нижнюю петлю, а правый – через правую петлю.
- Затянуть узел.
Морские узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)
Как завязывать битенговый морской узел
Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.
Как завязать морской узел схема картинка
Последовательность завязывания битенгового узла
- Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.
- Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.
- Затянуть узел.
Быстро развязывающиеся морские узлы
Это особая группа узлов, которые выполняют две основные и в то же время противоречащие друг другу задачи: надежно удержать соединение и при необходимости быстро распустить его.
Решение такого противоречия было найдено в простой петле на конце узла, которая при выдергивании разрушает все плетение.
Такая хитрость позволяет с этой целью использовать многие из узлов, которые при обычной вязке считаются трудно развязываемыми.
Как завязывать пиратский морской узел
Пиратский узел более сложен в завязывании, чем ведерный, хотя имеет сходные с ним характеристики и задачи. Узел во флоте применяли для временной швартовки шлюпок и катеров.
Как правильно завязывать морской узел
Последовательность завязывания пиратского узла
- Позади опоры сформировать простую петлю. Корневой конец веревки сложить еще одной небольшой открытой петлей.
- Вторую открытую петлю, обведя опору спереди, завести в петлю 1.
- На ходовом конце веревки сформировать небольшую открытую петлю и, обведя корневой конец веревки, провести над петлей 1.
- Завести петлю 3 в петлю 2.
- Затянуть узел.
Видео
Как завязывать морские узлы видео
- 00:22 — Прямой Узел
- 01:09 — Рифовый Узел
- 02:12 — Узел Восьмерка
- 02:43 — Кровавый Узел
- 03:40 — Беседочный Узел
- 05:01 — Двойной Беседочный Узел
- 06:12 — Фламандская Петля
- 06:45 — Ездовая Петля
- 07:41 — Двойная Ездовая Петля
- 08:25 — Рыбацкий Узел
- 09:20 — Шкотовый Узел
- 10:05 — Брам-Шкотовый Узел
- 11:04 — Выбленочный Узел
- 12:16 — Штык
- 12:51 — Штык со Шлагом
- 13:26 — Рыбацкий Штык
- 14:11 — Плоский Узел
- 15:31 — Топовый Узел
Как вязать морской узел. Узел Восьмёрка видео
- Морской узел восьмерка используется для соединения двух верёвок и создания утолщения на конце верёвки.