Умение вязать узлы, обусловлено необходимостью, связывания различных веревок (канатов, тросов, нитей). Способностью изготавливать разные петли. Возможностью привязывать (связывать) рыболовную леску. Созданием страховки (спасательных устройств, переправ). Подымать (перемещать, прикреплять) всевозможные предметы (грузы).
Видов таких креплений, используемых не только моряками, альпинистами (туристами), рыбаками (охотниками), стропальщиками, но и людьми в повседневной жизни, большое множество.
Одними из наиболее используемых соединений для связывания нескольких предметов, подъеме тяжестей, формирования петель удавок, являются следующие основные виды морских узлов:
Одним из ярких представителей таких крепежей для круглых поверхностей, является узел удавка. Достоинством этих крепления, служит возможность быстро и легко связать нужный вариант узла (обладающего хорошей надежностью), затратив минимальное время на освоение навыков вязания. Без особого труда развязать (ослабить) его, после использования.
Узел удавка на опоре
- Такой узел делается при помощи одиночной веревки. Крепление удавка вяжется вокруг любой опоры.
- Предмет (опора) оборачивается стропом, формируя петлю.
- После производятся не менее трех оборотов свободным (ходовым) концом, вокруг рабочей части веревки.
- Вяжется контрольный узел, затягивается вся конструкция.
- Недостатком такого соединения (без контрольного узла) является постоянная проверка его на прочность. Это связанно с возможностью узла проскальзывать.
Затягивающаяся удавка
Для временного крепления веревки к плавающим в воде предметам, часто используется затягивающаяся удавка. Надежность этому креплению, придает невозможность выскальзывания ходового конца веревки из самой конструкции.
- На веревке делаются две петли (приблизительно равного размера).
- Ходовая часть, в несколько витков, обносится вокруг них.
- После, остаток ходового конца, заводится в петельку (расположенную по ходу коренной части веревки).
- Подтягивая за низ петли, зажимается.
Такая удавка применяется при креплении канатов к различным береговым предметам и легко распускается, потянув коренной конец, затянув петлю.
Как завязать обычную удавку
Обычный узел удавка легко вяжется. По своей сути, это скользящий узел с открытой петлей, выполненной на длинном конце веревки.
Простая удавка вяжется по следующей схеме:
- Формируется на конце троса петля.
- Через нее продевается петля (открытая), сделанная на коренной части.
- Для затягивания, накидывается на нужный предмет.
Такие простые в вязании удавки, часто используют охотники, ловя животных. Ими, так же удобно делать перевязку при упаковке посылок.
Похожим, по схеме работы, на обычную удавку, является морской эшафотный узел удавка. Отличие в вязании заключается лишь в количестве витков, делающихся вокруг петли. Схема, как вязать такай узел, показана на видео.
Сооружение переправы с помощью удавки
В пеших туристических походах, часто приходится переправляться через различные преграды (речки, возникшие после ливней препятствия, овраги), транспортировать получивших травму (заболевших) членов группы. Одним из способов это сделать, установить простую, навесную съемную переправу.
Для этого понадобится:
- Основной грузовой строп (10-12 мм в диаметре). По нему будет передвигаться участник (груз) через препятствие. Длинной она выбирается на 5-6 м больше расстояния между предполагаемыми опорами.
- Трос диаметром 10 мм для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного расстояния препятствия, приблизительно на 10 м.
- Приспособление для уменьшения износа грузового троса.
Место для переправы следует выбирать с учетом:
- более высокого исходного участка (переправа должна производиться под наклоном);
- надежных опор для крепления грузовой веревки по обеим сторонам преграды (деревья, камни и т. п.);
- минимальная ширина препятствия в месте переправы;
- возможности переправиться одному из участников группы на другую сторону, недалеко от предполагаемого места установки переправы.
Для вязки стропа на опоре, используется узел удавка. Что бы крепление было надежным, следует соблюдать следующие правила:
- все места перехлестов петли из веревки должны соприкасаться с корой дерева;
- удавку рекомендуется использовать только для вязания вокруг подходящих деревьев;
- ствол следует подбирать более 20 см в диаметре.
- Крепить трос за кусты, камни, группу стволов молодых деревьев, следует при помощи «простого штыка».
Узел удавка, идеально подходит для создания съемной переправ благодаря простоте вязания, хорошей надежности, возможности легко развязать узел под нагрузкой.
Удавка со шлагом
- Для более надежного крепления используют удавку с одним (несколько) шлагом.
- Наличие такого приспособления препятствует сползанию узла при буксировке (подъеме) бревен, других длинных предметов, установке рангоута.
- Способ вязания:
Завязывается узел удавка. |
Затянув его за коренной конец, скрученная часть прижимается к поверхности. |
После, для получения шлага, добавляется полуштык. |
Такие узлы легко навязываются и распускаются при необходимости, в то же время, обладая отличной надежностью при приложении тяги.
Карабинная удавка
Узел карабинная удавка, не относится к числу наиболее популярных соединений, хотя и является одним из самых надежных креплений.
Это обусловлено некоторой сложностью при завязывании узла (особенно для новичков), узконаправленном применением карабинной петли.
Она применяется в альпинизме для создания разного рода связок, при креплении веревки (путем удавки) к предметам на местности (дереву, камню, различным конструкциям).
Вяжется следующим образом:
|
Такое закрепление обеспечивается продергиванием фала через карабин, с последующим затягиванием узла при нагрузке коренного конца веревки. Используя это соединение можно легко вытащить застрявший автомобиль.
Применение удавки в рыбалке
Поскольку петля (удавка) является самозатягивающимся узлом, такой способ крепежа в оснащении рыболовных снастей используется не настолько часто, по сравнению с другими рыболовными монтажами.
Это обусловлено конструктивными особенностями узла. Он хорошо работает только в условии приложения постоянных нагрузок.
В моментах рывкового характера нагрузи, есть опасность его развязывания, что неизменно приведет к потере снастей и улова.
Такой вид соединения хорошо зарекомендовал себя при присоединении лески (шнура) на шпулю катушки. Для этого можно завязывать обычную удавку.
Учитывая легкость и быстроту исполнения этого крепежа, простоту при развязывании, он часто применяется рыбаками для привязывания веревки к якорю или грузу, лодки к причалу, изготовления макушатника.
Применяя удавку при вязании крючка к основной леске, необходимо учитывать из какого она материала сделана. Формируя узел на флюорокарбоне или плетенке нужно не забывать, что это довольно скользкий материал .В следствии чего, узел будет легко развязываться.
Важно помнить, что применять удавку в рыбалке целесообразно лишь в тех случаях, когда есть необходимость в постоянной нагрузке. В противном случае. Узел будет подвержен самороспуску. Это особенно характерно для более простых вариантов удавок.
Ознакомиться с 12 самыми полезными морскими узлами можно здесь.
Как вязать узел удавка
Каждый моряк должен знать, что такое удавка. Даже матрос знает о том, как правильно завязывать самые прочные узлы.
При помощи этого незатейливого механизма можно поднять якорь с глубины, связать несколько частей и даже спасти человека.
Одним словом, для путешествия по открытому пространству морской узел просто необходим. Однако это далеко не все его области применения.
Удавка узел
Удавка, другими словами, её также называют скользящим узлом. Она представляет собой открытую петлю, которую используют рыбаки для легкой поимки животных.
Существует несколько основных видов удавок:
- Прямой узел – это одно из самых прочных соединений. Он создается из канатов или прочных веревок. Основная особенность такой удавки заключается в том, что при намокании она становится только прочнее. Если необходимо снизить интенсивность затягивания, то нужно вставить деревянный вкладыш;
- Плоский узел используется для связывания канатов и других соединений. Он является одним из самых прочных, поэтому обеспечивает высокую степень надежности;
- Рыбацкий узел также используют для закрепления нескольких частей.
Каждый вид удавки можно создать самостоятельно. Для этого необходимо наличие толстых веревок. Часто, такие узлы используют рыбаки для своих целей.
Применение удавки в рыбалке
Существует несколько целей, для которых изготавливают узлы:
- Такого рода удавка требуется для создания дополнительной толщины у обычной веревки;
- Для надежного связывания нескольких предметов и комфортного их перевоза;
- Чтобы проще было поднять предмет со дна;
- Используют удавку и в качестве грузоподъемника тяжелых предметов, которые невозможно поднять самостоятельно;
- Для надежного связывания нескольких веревок различной толщины в одно целое;
- При необходимости связать основную петлю на основной веревке;
- Иногда, рыбаки любят экспериментировать, в этом случае узел выступает в качестве страховки.
Мужчины – это очень изобретательные люди. Иногда, они могут использовать такое простое приспособление, как узел для, весьма, различных целей.
Как вязать простую удавку?
На вязание самой простой удавки потребуется всего несколько минут:
- Первый этап – это подготовка сырья. Основное требование удавки – надежность, поэтому веревки использовать нужно максимально прочные, желательно, выбирать канат. Если такое полотно достать нет возможности, то можно взять несколько прочных нитей и связать их в одно целое в виде спирали;
- Веревку следует сложить в два раза, чтобы получился длинный и короткий конец;
- На меньшем отрезке следует сделать небольшую петлю;
- Далее, следует продеть через неё длинный, оставшийся конец и протянуть его;
- При необходимости можно расслабить узел и сделать петлю немного больше;
- Далее, нужно потянуть за конец и закрепить петлю.
Это самый простой и поэтому распространенный метод плетения узла. Рыбаки используют такую удавку для подъема предметов.
Как правило, размер петли может быть различным, он подбирается в зависимости от диаметра каждой детали.
Висельная или Эшафотная петля
По внешнему виду висельная, или как её еще называют эшафотной петлей, похожа на обычную удавку. Но, если подробно рассмотреть её технологию изготовления, то можно выявить несколько весомых отличий.
- Стоит напомнить, что именно это соединение является одним из самых прочных.
- Издавна известно — эшафотная петля является причиной быстрой смерти, так как она без труда может переломить шейные позвонки.
- Несмотря на все положительные качества и сложность устройства, такую удавку можно создать за короткие сроки и абсолютно без усилий:
- В качестве основного материала также выбирают самые прочные веревки, способные выдержать большой груз;
- Их нужно соединить в одно целое и сложить в два раза;
- В итоге должно получиться два открытых конца: длинный и короткий;
- Из длинного конца следует создать петлю любого желаемого размера и закрепить её слабым узлом. Если возникнуть проблемы с этим этапом, то можно просто обвязать веревку вокруг предмета. После чего его извлекают и получается свободная петля;
- Коротким концом следует закрепить соединение.
Удавка готова. Прежде чем брать её с собой на рыбалку необходимо в домашних условиях проверить её на прочность. Для этого можно просто попытаться при помощи этого узла подтянуть предмет к себе с пола.
Узел карабинная удавка
Еще один самый распространенный и надежный узел — это карабинная удавка. К числу популярных самодельных изобретений отнести её нельзя, так как у многих людей, особенно новичков, возникают сложности с её обвязыванием.
Поэтапоное завязывание:
- Следует подготовить материал с теми же требованиями, что и в предыдущих способах;
- Из веревки следует создать сцепление, которое будет напоминать восьмерку. Если возникнут сложности, то можно обмотать её между двумя предметами и аккуратно снять. При создании объемных петель для этой цели применяют пни;
- На один конец привязывается карабин, вместе с ним его привязывают к дереву;
- Если процедура выполнена правильно, то карабин должен сильно стянуться с концом;
- Далее, следует потянуть вспомогательную веревку и крепко затянуть узел.
К такому узлу можно привязать даже самый габаритный груз. Часто, рыбаки привязывают таким способом лодки. Даже при самом сильном противодействии может лишь скользить по свободному концу карабин.
Узел удавка на опоре
В качестве опоры можно использовать любой прочный предмет или мокрую веревку.
Технология изготовления подразделяется на несколько основных этапов:
- На опору крепится веревка;
- Необходимо сделать петлю в три оборота;
- Коротким концом нужно обвязать три круга;
- Вспомогательную веревку требуется потянуть;
- После чего нужно освободить узел от опоры.
Часто, такие узлы скользят, в этом случае нужно удостовериться в качестве соединения.
Техника безопасности
- Во время плетения следует быть осторожным: жесткими веревками можно сильно порезать руку. Они состоят из жестких волокон, которыми можно разрезать даже предмет. Следовательно, во время работы при неосторожности можно получить сильную травму, которая может угрожать даже жизни человека;
- Прежде чем применять соединение на большие грузы, стоит удостовериться в том, что оно действительно является прочным;
- Ни в коем случае нельзя обвязывать петлей части тела, из-за этого может перестать поступать кровоток, что приведет к смерти.
К счастью, известно всего лишь единицы случаев, когда человеку приносила вред удавка. В настоящее время, несмотря на большой ассортимент товара в магазине именно это приспособление используют рыбаки.
Основное его достоинство — низкая цена, простота изготовления и высокая степень надежности.
Источник: fastcarp.ru
Как вязать узел удавку: схема
Обычно узлы вяжут для связывания различных канатов, тросов или нитей. Подобных креплений среди моряков, альпинистов, охотников и путешественников великое множество. Одним из самых популярных и известных считается практичный и весьма крепкий узел удавка, как вязать его, а также некоторые его разновидности, разберём подробнее.
Удавка на опоре
Здесь зависит от того, где именно собираетесь завязывать узел. Какую примените верёвку и прочее. Узловая конструкция на опоре делается по следующей схеме:
- Берём одиночную верёвку, крепление вяжем вокруг любой опоры;
- Предмет оборачиваем стропом, что позволит сформировать петлю;
- Делаем три оборота свободным концом вокруг рабочей части верёвки;
- Контрольным узлом затягиваем всю конструкцию. Получившаяся конструкция готова к использованию.
Недостатком контрольной узловой части является регулярная проверка на прочность. Причина тому — его регулярное проскальзывание. Более крепким вариантом считается затягивающийся вариант.
Затягивающаяся удавка
Для крепления верёвки к плавающим поверхностям на определённое время стоит применить такой вид узла, как затягивающаяся конструкция. Надёжность крепления подтверждается тем, что узловой элемент не имеет возможности проскальзывать ходовым концом. Вязать его достаточно просто:
- Делаем две петли равного размера по длине;
- Обносим вокруг них ходовую часть в несколько витков;
- Остаток заводим в петлю, расположенную по ходу коренной части верёвки;
- Подтягиваем за них петли и зажимаем.
Её часто применяют для закрепления канатов к разнообразным береговым объектам. Помимо своей надёжности, она достаточно просто развязывается: нужно потянуть коренной конец для завязывания петли.
Обычная удавка
Стандартный вариант вяжется достаточно легко. Фактически это скользящая модификация с открытой петлей, выполняемой на длинном конце верёвки. Вяжется она по следующей схеме:
- На конце троса формируем петлю;
- Продеваем туда сделанную на коренной части петлю;
- Накидываем для затягивания на нужный объект.
Такие простые варианты очень часто используются охотниками при ловле животных. Также им очень удобно делать перевязку различных посылок. Разновидностью такой удавки считается эшафотная модификация, отличие которой состоит в количестве создаваемых витков.
Переправа с помощью удавки
В пеших походах нередко приходится сталкиваться с необходимостью переправляться через различные водные преграды, а также транспортировкой заболевших или раненых членов группы. Один из способов сделать это — установить простую навесную переправу. Для этого понадобится произвести следующие действия:
- Основной грузовой строп 10 миллиметров в диаметре, по которому участник или груз будет перемещаться через препятствие. Длина должна быть больше на 5 метров больше расстояния между опорами;
- Трос для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного препятствия на 10 метров;
- Приспособления для уменьшения износа грузового троса.
После этого следует выбирать место для переправы с учётом особенностей местности. Необходимо производить переправу под углом, при надёжных опорах, минимальной ширине препятствия. Также один из участников группы должен иметь возможность переправиться недалеко от предполагаемого места переправы.
Удавка в рыбалке
Так как узловой элемент относится к самозатягивающимся узлам, то для рыбных снастей данный метод крепежа не используют часто по сравнению с другими способами монтажа. Причина кроется в конструктивных особенностях такой модификации, которая работает только при постоянных нагрузках. В противном случае при рывках может произойти развязывание узла, и все снасти потеряются вместе с уловом.
Это интересно: Как завязать узел штык
Удавочная конструкция узла хорошо зарекомендовала себя при соединении лески и шпули катушки. Лёгкость и быстрота монтажа данного крепежа, простота развязывания, его нередко используют для завязывания верёвки к якорю, грузу, изготовления макушатника и многое другое, связанное с рыболовным и транспортировочным делом.
Обязательно следует учитывать материал верёвки, из которой сделана удавка. Флюсокарбон или плетёнка является достаточно скользким материалом, а узел будет очень легко развязываться и скользить по поверхности.
Применять удавку в рыбалке целесообразно только в тех случаях, когда имеется необходимость в регулярной нагрузке. Это особенно важно для наиболее простых вариантов удавок.
Существует множество разновидностей узлов, называемых удавкой. В зависимости от целей использования и методов вязки, создаются различные модификации рыболовных узлов. Несмотря на свою простоту, он обладает высокой прочностью и надёжностью, может использоваться в различных сферах, от рыбалки до создания переправ для грузов и пострадавших. Хороших и крепких вам узлов!
Как вязать узел-удавку: инструкция
Удавка представляет собой узел, сильно затягивающийся под нагрузкой и легко развязывающийся после ее исчезновения.
Он берет свои корни со времен появления человечества, так как для его вязания требуется минимум материала и навыков.
За прошедшие тысячелетия человечество изобрело множество надежных креплений, оттачивая свои навыки во всевозможных ситуациях, и вязание узлов стало настоящим искусством во многих сферах.
Наилучшие известные узлы появились в Древней Греции и Риме после изучения мореплавания.
Ведь основным предназначением любого морского узла является обеспечение безопасности крепления грузов и предметов под нагрузкой в самых экстремальных погодных условиях.
Поэтому отличие морского узла от обычного заключается в первую очередь в его крепком и надежном креплении, а также возможности быстро и легко развязать узел при необходимости.
Именно поэтому навыки вязания морских узлов пригодятся в хозяйстве, на рыбалке, охоте, в строительстве, ремонте и так далее. По сути, область применения этих узлов не ограничена. А значит, каждому настоящему мужчине будет полезно знать, как вязать удавку-узел.
Основные виды узлов-удавок
Веками придумывались сотни разновидностей затягивающихся узлов, которые продолжают пополняться. Но в их основе находятся только несколько главных принципов, которые отлично себя зарекомендовали и сегодня активно применяются в работе и повседневной жизни. Чтобы разобраться, как вязать узлы-удавки, следует остановиться именно на основных принципах их завязывания.
Как ранее упоминалось, древнейшими и проверенными временем узлами являются морские узлы. К основным видам морских затягивающихся узлов, которые нашли наибольшее применение, относятся такие:
- эшафотный или обычная петля-удавка;
- крепление петли-удавки к опоре или узел Циммермана;
- прямой;
- «восьмерка»;
- стивидорный;
- карабинный;
- кинжальный;
- плоский;
- «пьяный».
Терминология
Ниже указаны термины, которые используются в инструкциях по завязыванию узлов. Они являются необходимыми для правильного понимания описанных способов вязки:
- Ходовой конец – конец каната, который не закреплен и может свободно использоваться для вязки узла.
- Корневой конец – конец каната, который неподвижно закреплен и находится на противоположном конце. Корневой конец также используется при вязании узлов и остается неподвижным.
- Закрытая петля образуется при перекрещивании одного из концов каната с самим собой.
- Открытая петля – согнутый конец каната, который не пересекается сам с собой.
Обычная петля-удавка, или эшафотный морской узел
Вначале нужно разобраться, как вязать удавку-узел по примеру обычной петли-удавки. В парусном деле она называется «эшафотный» узел. Такое название он получил из-за своих затягивающих свойств петли под давлением веса предмета. Этот узел считается достаточно крепким и надежным, чтоб выдержать предельное давление на веревку, и широко используется для крепления разного рода предметов.
Это интересно: Что должно входить в личное снаряжение туриста
Ниже изображена пошаговая инструкция с фото, как вязать морской узел-удавку «эшафотный»:
- Придать веревке форму буквы «Z».
- Обмотать ходовым концом центральную часть, оставляя петельки по бокам.
- Вставить этот конец в правую петельку с передней стороны.
- Левую петельку затянуть.
- Отрегулировать необходимый диаметр левой петли.
Следует отметить, что данная инструкция предназначена для правши. Левшам нужно проделывать все описанные действия в «зеркальном» порядке.
Есть и другой способ, как вязать морской узел-удавку «эшафотный»:
- Образуется петля.
- Центр петли обматывают по часовой стрелке ходовым концом каната, оставляя две петельки по краям.
- Ходовой конец каната продевается в верхнюю петлю с тыльной части.
- Нижняя петля натягивается рукой до затягивания верхней петли.
Получается самозатягивающаяся петля, имеющая возможность свободно перемещаться вдоль веревки.
Крепление петли-удавки к опоре, или узел Циммермана
Следующий морской узел, который также нужно научиться вязать, называется удавкой Циммермана. Данный узел призван надежно закрепить канат на какой-либо части рельефа или опоре. Такой узел пригодится не только морякам, но и туристам, альпинистам, да и людям других профессий.
Далее указана последовательность, как завязать морской узел-удавку Циммермана:
- Канат обводит опору.
- Ходовой конец перекидывается через коренной и накручивается три-четыре раза вокруг себя.
- Завязывается контрольный узел, а именно дважды обматывается канат в одном месте и затягивается. При предельном давлении на канат, близком к разрыву, можно завязать два контрольных узла.
- Подтягивается удавка.
Главным достоинством данного узла является натяжение каната, проходящее через петлю под углом, что гарантирует его легкое распускание без нагрузки.
Прямой узел
Это древнегреческий узел, связывающий два каната. Для получения желаемого результата необходимо, чтобы оба каната были одинаково пластичны и со схожим диаметром.
Прямой узел часто используется и легко завязывается, но не отличается надежностью: в случае намокания или под воздействием нагрузок узел сползает и сильно затягивается. Следствием таких весомых недостатков стало редкое его использование при выполнении сложных и опасных работ.
Как вязать удавку-узел такого вида, знает почти каждый: два каната дважды переплетаются и затягиваются. Но часто допускается ошибка, ведущая к ослаблению всей конструкции узла. Поэтому необходимо отдельно остановиться на том, как правильно вязать морской узел-удавку такого типа.
Итак, когда концы переплетаются во второй раз и затягиваются, то вместо прямого узла получается «бабий» узел, не обладающий прочностью. Также его сложно развязывать после сильных нагрузок.
Для получения прямого узла нужно согнуть петлю на первом плетении, а другим концом обойти петлю с внутренней части во внешнюю. В итоге концы стягиваются и образуют прямой узел.
“Восьмерка”
“Восьмерка” – это простой и практичный морской узел, используемый как крепежный или стопор. К его особенностями относят не только абсолютную невозможность смещения и распускания под нагрузкой, но и легкость развязывания даже при намокании. Именно этот простой морской узел является основой многих других.
Далее предлагается пошаговая инструкция, как вязать морской узел-удавку “восьмерка”:
- Завести ходовой конец каната под коренной конец, образовав петлю.
- Положить ходовой конец на коренной.
- Провести ходовой конец под петлю и продеть ее.
- Натянуть оба конца.
Это интересно: Правовые основы оказания первой помощи и некоторые советы
Стивидорный узел
Свое название он получил благодаря компании «Стивидор роупс», впервые выпустившей руководство по вязке узлов. Обычно он выполняет стопорные задачи и по форме схож с «восьмеркой». Но по освобождении от нагрузки стивидорный узел гораздо легче развязать.
Последовательность вязки стивидорного узла:
- Ходовым концом каната складывается закрытая петля и трижды оборачивается вокруг корневого конца.
- Ходовой конец разворачивают на 180 о и продевают петлю с тыльной стороны.
- Узел стягивается.
Карабинный узел
Карабинный узел состоит из «восьмерки», в которую встегивается карабин. После он обводит опору и пристегивается к коренному концу каната.
К плюсам такого крепления относятся плотный обхват опоры, высокая надежность ввиду низкой истираемости металла, легкое вздергивание каната в силу хорошего скольжения металлического карабина по канату и легкое развязывание узла после нагрузки. Но к минусам использования карабинного узла можно отнести необходимость в замке-карабине, без которого обойтись не получится.
Кинжальный узел
Широко применяется для соединения толстых канатов благодаря простому завязыванию и развязыванию, компактному размеру и низкой стираемости веревок.
Итак, чтобы связать кинжальный узел, нужно проделать следующее:
- Один конец каната формирует «восьмерку» (с условием, что корневой конец располагается под ее ходовым концом).
- Через две петли «восьмерки» проводится ходовой конец второго каната и обводит корневой конец первого.
- После ходовой конец второго каната продевается во второе верхнее полукольцо «восьмерки».
- Узел затягивается.
Только когда ходовые концы канатов направляются в разные стороны от оси узла, он завязан правильно.
Плоский узел
Известен еще с 18-го века в качестве узла, призванного соединять два каната разного диаметра. К его отличительным чертам относятся высокая надежность и сохранение канатов. Удобно такой морской узел-удавку как завязывать, так и развязывать даже мокрым.
А вяжется он следующим образом:
- Ходовой конец каната складывается закрытой петлей. Коренной конец каната должен находиться под ходовым.
- Ходовой конец другого каната располагается по диагонали поверх закрытой петли и проводится снизу ходового и поверх корневого концов первого каната.
- Ходовой конец первого каната должен образовать другую петлю, находящуюся под первой петлей, но над корневым концом второго каната.
- Концы обеих петель тянутся в стороны, образуя узел.
«Пьяный» узел
Таким названием этот узел обязан двум затягивающимся петлям, которые использовались для связывания рук нарушителей порядка. Руки стягивались за спиной, а веревка завязывалась на груди. Моряки пользуются «пьяным» узлом для закрепления каната на двух основаниях.
Для получения «пьяного» узла необходимо следовать таким указаниям, как в инструкции по вязанию морского узла-удавки «пьяный», приведенной ниже:
- Ходовой конец складывается по форме спирали в две положенные одна на другую закрытые петли. Корневой конец веревки располагается под ходовым концом.
- Пересекающиеся стороны петель заводятся в соседние петли: одна – в правую петлю, другая – в левую.
- Петли стягиваются и завязывается стопорный узел.
В этой статье рассматривается лишь небольшая часть затягивающихся узлов. Но она может стать пособием, как вязать узлы-удавки, которые являются основными и наиболее практичными в использовании.
”
Узел Удавка – Как вязать пошаговая инструкция
Как завязать морской узел Булинь
Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку.
Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины.
Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.
Узел Булинь
Схема вязки морского узла для начинающих:
- Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
- Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
- Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
- Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.
Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.
Ловля голавля нахлыстом
Морской узел может спасти жизнь
Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.
Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.
Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.
Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.
Вязание морского узла восьмерка
Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.
Узел восьмерка
Как вязать морской узел:
- Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
- Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
- Затянуть.
Классификация морских узлов
Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок.
Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров.
И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.
В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы.
В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных.
Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.
Важная особенность морских узлов — они должны выдерживать многотонную нагрузку, но при необходимости — развязываться без особых усилий. У каждого узла — свои функции, на основе чего выделяют несколько категорий.
- Стопорные узлы (knots) — с утолщением на окончании, связывают коренной и ходовой концы. Например, позволяют удержать шкот или фал в стопоре во избежание выскальзывания.
- Закрепляющие узлы (hitch) — позволяют прикрепить веревку ходовым концом к другому канату, элементу такелажа или предмету. Например, прикрепить флаг, пришвартоваться в марине.
- Cвязывающие узлы (bend) — соединяют между собой даже разные по толщине веревки. Например, когда при постановке на растяжку у берега не хватает длины швартова.
Среди видов морских узлов различают еще затягивающиеся — те, что при нагрузке становятся только крепче, и незатягивающиеся — те, что сохраняют свою форму. Например, завязанные петли можно регулировать по размеру, при натяжении узел остается неподвижным.
Схема вязки прямого морского узла
Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр.
Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу.
Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.
Прямой узел
Самодельные поплавки для ловли карася
Классическая методика:
- Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
- Второй конец образует открытую петлю.
- В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
- Затянуть обе веревки.
Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.
Прямой узел
Это древнегреческий узел, связывающий два каната. Для получения желаемого результата необходимо, чтобы оба каната были одинаково пластичны и со схожим диаметром.
Прямой узел часто используется и легко завязывается, но не отличается надежностью: в случае намокания или под воздействием нагрузок узел сползает и сильно затягивается. Следствием таких весомых недостатков стало редкое его использование при выполнении сложных и опасных работ.
Как вязать удавку-узел такого вида, знает почти каждый: два каната дважды переплетаются и затягиваются. Но часто допускается ошибка, ведущая к ослаблению всей конструкции узла. Поэтому необходимо отдельно остановиться на том, как правильно вязать морской узел-удавку такого типа.
Итак, когда концы переплетаются во второй раз и затягиваются, то вместо прямого узла получается «бабий» узел, не обладающий прочностью. Также его сложно развязывать после сильных нагрузок.
Для получения прямого узла нужно согнуть петлю на первом плетении, а другим концом обойти петлю с внутренней части во внешнюю. В итоге концы стягиваются и образуют прямой узел.
Полуштык и штык
Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.
Узел Штык
С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.
Как завязать узел?
Как привязать трос к якорной системе, канат к своему плавучему товарищу? С помощью надёжного узла! Есть такое понятие как «якорный узел». Некоторые путают его с похожим креплением, которое именуется «простым штыком со шлагом». Но наиболее безопасным и эффективным считается именно якорный узел, его можно вязать так:
- Два раза протяните трос вокруг проволоки. На втором разе не затягивайте, чтобы под образовавшейся петлёй прошла верёвка.
- Ходовую часть троса пропустите поверх другой, проведите под петлёй и немного затяните.
- Отрезок протяните по главной области троса. Засуньте его в образованную петельку.
- Свободную часть прикрепите к устойчивой с помощью проволоки, чтобы система стала ещё более безопасной.
- Правильный процесс представлен на фото:
- Можно использовать и другие узлы, главное, чтобы они были надёжными, но не очень сложными.
- Вот хорошее видео о том, как правильно привязать якорь для лодки ПВХ с помощью надёжных узлов:
Как завязывать морской узел рыбацкий штык
Морской узел рыбацкий штык
Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.
Якорный узел: как вязать?
Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:
- Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
- Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
- Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
- Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.
Это интересно: Первая медицинская помощь при охлаждении организма и отморожении
Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого – простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.
Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.
Схема воровского морского узла
Схема воровского морского узла
Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.
Основные морские узлы и их применение
Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.
- Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.
- Коренной конец — это та часть веревки, которая остается неподвижной.
- Ходовой конец — часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.
Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.
Восьмерка
Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.
Как завязать морской узел «восьмёрка»:
- Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
- Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
- Затянуть.
Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема
Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.
- Бабий узел
- Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.
- Профессионалы-моряки и приверженцы активного образа жизни демонстрируют бабий узел только в учебных целях, так как его применение в полевых условиях чревато травмами и порчей имущества.
Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении.
Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться.
Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.
Для выполнения тещиного узла следует:
- Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
- Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.
Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.
Обычная петля-удавка, или эшафотный морской узел
Вначале нужно разобраться, как вязать удавку-узел по примеру обычной петли-удавки. В парусном деле она называется «эшафотный» узел. Такое название он получил из-за своих затягивающих свойств петли под давлением веса предмета. Этот узел считается достаточно крепким и надежным, чтоб выдержать предельное давление на веревку, и широко используется для крепления разного рода предметов.
Ниже изображена пошаговая инструкция с фото, как вязать морской узел-удавку «эшафотный»:
- Придать веревке форму буквы «Z».
- Обмотать ходовым концом центральную часть, оставляя петельки по бокам.
- Вставить этот конец в правую петельку с передней стороны.
- Левую петельку затянуть.
- Отрегулировать необходимый диаметр левой петли.
Следует отметить, что данная инструкция предназначена для правши. Левшам нужно проделывать все описанные действия в «зеркальном» порядке.
Есть и другой способ, как вязать морской узел-удавку «эшафотный»:
- Образуется петля.
- Центр петли обматывают по часовой стрелке ходовым концом каната, оставляя две петельки по краям.
- Ходовой конец каната продевается в верхнюю петлю с тыльной части.
- Нижняя петля натягивается рукой до затягивания верхней петли.
Получается самозатягивающаяся петля, имеющая возможность свободно перемещаться вдоль веревки.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )