Оценка емкости рынка
Емкость рынка представляет собой важный критерий, показывающий состояние спроса на ту или иную продукцию. Многие ведущие компании периодически определяют емкость рынка для того, чтобы получить лидирующие позиции. Торговые предприятия пользуются данным параметром для увеличения объема продаж, а производственные организации – для оптимизации плана производства. Емкость рынка представляет собой важный критерий, показывающий состояние спроса на ту или иную продукцию. Емкость рынка можно определить как общий платежеспособный покупательский спрос при заданном уровне цен.
Емкость рынка бывает реальной и потенциальной. Реальная емкость рынка, показывает фактический объем продаж, а потенциальная – максимальный при благоприятном стечении обстоятельств.
Многие ведущие компании периодически определяют емкость рынка для того, чтобы получить лидирующие позиции. Торговые предприятия пользуются данным параметром для увеличения объема продаж, а производственные организации – для оптимизации плана производства. Также емкость рынка служит основополагающим параметром для расчета других величин, не менее важных в процедуре комплексного анализа рынка. Например, рыночной доли, степени насыщения рынка и т. д.
Существует несколько способов определения емкости рынка.
Например, может производиться выборочный анализ ведущих производителей, что представляет большую ценность при большом количестве производственных предприятий, выпускающих один и тот же товар. В целях данного метода рассчитывается доля крупных, средних и малых производителей в процентах, после чего каждая доля умножается на коэффициент выборки внутри каждой категории. Сумма полученных величин и выступает емкостью рынка.
Например, доля крупных предприятий составляет 10%; доля средних – 5%; доля малых – 0,1%. Коэффициенты выборки равны 6, 2, 1, соответственно.
Емкость рынка будет равна 70,01% (10% х 6 + 5% х 2 + 0,01% х 1).
Например, объем потребления товара на человека составляет 20 килограмм за год. Количество людей пользующихся товаром 500. Таким образом, емкость рынка будет равна 120 000 килограмм (20 х 12 х 500).
Емкость рынка будет равна суммарному объему продаж по исследуемой области или району, умноженному на 12 и разделенному на исследуемый промежуток времени в месяцах.
Например, суммарный объем продаж по исследуемому району за два года составил 562 600 млн. рублей. Емкость рынка будет равна 281 300 млн. рублей (562600 х 12 / 24).
Емкость рынка бывает реальной и потенциальной. Реальная емкость рынка, показывает фактический объем продаж, а потенциальная – максимальный при благоприятном стечении обстоятельств.
Многие ведущие компании периодически определяют емкость рынка для того, чтобы получить лидирующие позиции. Торговые предприятия пользуются данным параметром для увеличения объема продаж, а производственные организации – для оптимизации плана производства. Также емкость рынка служит основополагающим параметром для расчета других величин, не менее важных в процедуре комплексного анализа рынка. Например, рыночной доли, степени насыщения рынка и т. д.
Существует несколько способов определения емкости рынка.
Оценка емкости рынка на основе объема производства
Данная группа методов определения рыночной емкости отталкивается от планов ведущих производителей и сложившегося производственного уровня.Например, может производиться выборочный анализ ведущих производителей, что представляет большую ценность при большом количестве производственных предприятий, выпускающих один и тот же товар. В целях данного метода рассчитывается доля крупных, средних и малых производителей в процентах, после чего каждая доля умножается на коэффициент выборки внутри каждой категории. Сумма полученных величин и выступает емкостью рынка.
Например, доля крупных предприятий составляет 10%; доля средних – 5%; доля малых – 0,1%. Коэффициенты выборки равны 6, 2, 1, соответственно.
Емкость рынка будет равна 70,01% (10% х 6 + 5% х 2 + 0,01% х 1).
Оценка емкости рынка по нормам потребления и расходования
Данный метод базируется на сложившемся уровне потребления и больше подходит для определения потенциальной рыночной емкости. При использовании данного метода рыночная емкость рассчитывается как результат перемножения объема потребления продукции на человека, заданного промежутка времени в месяцах и количества людей, использующих продукт. Нормы потребления определяются по итогам маркетинговых исследованийНапример, объем потребления товара на человека составляет 20 килограмм за год. Количество людей пользующихся товаром 500. Таким образом, емкость рынка будет равна 120 000 килограмм (20 х 12 х 500).
Оценка емкости рынка на основе объемов продаж
При использовании данного способа за базу принимается объем продаж всех торговых компаний по исследуемому продукту. В данном анализе должны участвовать не менее 80% организаций, причем в расчете должны фигурировать лишь реально проданные товары без учета остатков на складах и возвратов.Емкость рынка будет равна суммарному объему продаж по исследуемой области или району, умноженному на 12 и разделенному на исследуемый промежуток времени в месяцах.
Например, суммарный объем продаж по исследуемому району за два года составил 562 600 млн. рублей. Емкость рынка будет равна 281 300 млн. рублей (562600 х 12 / 24).
Оценка емкости рынка на основе оценки по номенклатуре, цене и рекламе
Данный метод базируется на сравнении суммы всех номенклатурных позиций с объемами продаж собственного предприятия. Аналогичный порядок применим для цены и рекламы. Полученный результат будет более точным, если сравниваемый ассортимент будет идентичным.Оценка емкости на основе сравнения с предыдущим периодом
Данный способ берет за основу то, что сложившиеся величины за предыдущий период будут стабильными при сохранении тех же условий продаж. В этом случае емкость рынка исследуемого периода будет равняться рыночной емкости предыдущего отрезка времени.Отзывы и комментарии