Что делать, если вдруг захотелось снова стать молодым? Смотрим фильм «Полурусская история»
«Все пройдет, как с белых яблонь дым./ Увяданья золотом охваченный,/ Я не буду больше молодым» — писал С. Есенин. Увы, но это так. Не буду больше. Никогда. А так иногда хочется… И почему-то кажется мне, что не один я такой. А если нас много и все с желанием, вектор которого направлен в одну сторону… Представляете, какая это эмоциональная сила? Силища! Да ею не только линию Маннергейма, но заодно и точно такую же — Мажино, в момент можно снести. А нам-то, всего-навсего… Одну закостенелую истину опровергнуть.
А когда нас таких — много, обязательно найдется кто-то, кому, казалось бы, даже невозможное по плечу. Вот и в этом случае. Нашелся один. Эйтан Аннер его зовут. Он и сценарий написал, и снял фильм, который, когда в октябре 2006 г. вышел в прокат, получил довольно интересное название — «Полурусская история».
И если вдруг захочется снова стать молодым, найдите в Сети этот израильский фильм и посмотрите его. Почему-то уверен: все 95 минут, пока на экране одни эпизоды киноленты будут сменять другие, от вас не уйдет неожиданное ощущение того, что вы снова вернулись в те, уже порядком подзабытые времена, когда солнце было ярким и теплым, трава — зеленой-презеленой, а все проблемы (если таковые, конечно, имелись!) — решаемыми.
Потому что фильм — о любви. Причем не просто об этом прекрасном чувстве, а о том, которое бывает в первый раз. Вспомните, когда это было? В пятом, шестом классе? Раньше? Как это случилось? Жили себе, жили… И не тужили совсем. На девчонок если и обращали внимание, то так, чтобы убедиться в их полной неполноценности. Банты, куклы, фантики, открытки с какими-то актрисами… Фу, какая фигня! И как только можно всем этим заниматься, когда кругом столько всякого разного? Не только интересного, но и важного.
Всё нормально было! Как вдруг бац… И как я раньше не замечал?.. И никакой тебе спокойной жизни. Вот хочется увидеть её… Её! На перемене, в школьном дворе. У её дома. А окна её квартиры где? Вон там? А в них… Не её ли силуэт случайно? Интересно, какое мороженое ей больше нравится?..
Вот так и Хен, главный герой этой картины (мальчик-артист Владимир Волов). Жил себе, жил… И не тужил совершенно. Ходил на секцию дзюдо. Потому что папа (Рами, артист Эви Кушнир), который хочет вырастить из сына «настоящего мужика», так решил. Помогал отцу-фотографу и сам потихоньку обучался разным премудростям этой профессии. Любил и папу, и маму (Лена, артистка Оксана Коростышевская), несмотря на то что они такие разные. Всё нормально было. И вдруг…
Он сам предложил сходить с мамой на танцы. Ей же скучно целый день дома. Поэтому она такая грустная. А Хен любит, когда мама веселая, улыбается. Знает, что она хочет сходить, потанцевать. Но одной ей нельзя. Потому что тогда вечером они обязательно поссорятся с папой. А если с ним… Да, папа будет не очень доволен. Но сильно сердиться, а тем более, ругаться — не будет. Ведь мама была на танцах не одна, а с Хеном.
И они вдвоем едут в танцевальный клуб. Кстати, танцы сами по себе, тоже — одно из главных «действующих лиц» фильма. Не просто так он в англоязычной версии называется «Любовь и танцы».
Но в танцевальном клубе Хену скучно. Что ему, мальчику, делать среди взрослых дядь и теть? И он выходит подождать маму в коридор. И вот там, через стеклянное окно в одной из дверей, видит, как в другом зале клуба танцует девочка. Самая обычная. Темненькая, худенькая. И лицо у неё — как лицо. Самое обычное. Но кто знает, почему? Почему именно здесь, сейчас и именно эта женщина?! Никто… Никто этого не знает. Не знает ответа на этот вопрос и Хен. Да он вообще ещё ничего и не знает о таких вопросах. Да и отвечать ему не на что. Потому что вот именно эта девочка ему нравится. И он снимает её на видеокамеру. Чтобы уже дома включить запись, посмотреть на эту девочку. И на то, какая она красивая в танце. Много-много раз посмотреть.
В общем, Хен бросает дзюдо. И приходит в танцевальный кружок. Потому что хочет быть рядом с Натали (так зовут девочку, актриса Валерия Воеводин). И танцевать вместе с ней. В одной паре. Но всё совсем не так, как это мечтается Хену. Потому что у Натали есть партнер — Артур (Дэвид Коген). Да, он не любит Натали. Совсем не любит. Поэтому обижает и публично унижает её. Зато он классно танцует. А впереди — отбор на национальный конкурс. И сам конкурс. Поэтому преподаватели танцев, супруги Юлия (Евгения Додина) и Роман (Кирилл Сафонов) Рабиновичи, не видят смысла разбивать уже сложившуюся пару. Более того, Роман вообще не хочет принимать Хена в танцевальный кружок, т. к. не видит в нем какой-то перспективы.
Наверное, не видит этой перспективы и Юлия. Но она понимает другое. Уже три года как Шарон (Талия Раз) танцует без партнера. Она из небогатой семьи. Мама целыми днями шьет, чтобы прокормить себя, Шарон и двух её сестричек. Отец девочки умер. И участие в национальном конкурсе — лучик света, среди ежедневных будней Шарон. Она заслужила свой кусочек праздника. Но чтобы танцевать на конкурсе, ей нужен партнер. Им и становится Хен, который равнодушен к Шарон, любит и изо всех сил тянется к другой девочке.
Вот так. Всё, как у больших и взрослых. Она любит его, а он любит другую.
Но… Если на тебя обращены чьи-то чувства — «Ты самый странный мальчик из всех, что я встречала…», — ты не можешь оставаться бесчувственным. Тем более, когда понимаешь: на тебе ответственность не только за самого себя, но и за другого человека.
Правда, чтобы понять это, Хену предстоит пройти через предательство любимой. Которая не приходит на отборочные соревнования. Потому что уверовала в то, что ей ежедневно и ежечасно талдычит Артур — она некрасивая уродина. И только убежденность Хена, что это далеко не так, и его настойчивость заставляет её передумать. И принять решение — участвовать в конкурсе.
Но вечером, накануне соревнований, Артур, с подмогой своих более взрослых приятелей, уже избивавший Хена, чтобы «отвадить» его от Натали, но не добившийся нужного ему результата, опять встречает его вместе со своими дружками. И приводит на эту встречу Натали. Чтобы она сказала Хену, что не будет танцевать с ним. И когда тот спрашивает, не Артур ли заставил её это сказать, она отвечает: «Нет, я сама так решила».
Всё верно. Натали из тех людей (не обязательно женщин, и среди мужчин таких — немало), которые не любят никого, кроме себя. Поэтому ей не нужен Хен. Да и Артур нужен постольку-поскольку. Просто потому, что он танцует значительно лучше Хена. И значит, в паре с ним больше шансов занять первое место. А это не только пьедестал. Это фотографы, телевидение. Это — слава. Но предав один раз, уже не остановиться. И уже в ходе конкурса она предает и Артура…
А Хен становится в пару с Шарон. И танцует вместе с ней. Не просто танцует. Смотрит ей в глаза. А она — ему. И так, сами не замечая, как и почему это произошло, становятся парой. Единым, неразделимым целым.
И фильм заканчивается…
А ты ещё долго сидишь перед монитором и ничего, даже финальных титров, не видишь. Потому что ты — далеко-далеко. В том времени, когда был молодым. И так же как Хен, первый раз обратив внимание на девочку, вдруг неожиданно понял, что неведомо почему ты хочешь быть с нею рядом.
Но вообще-то, как мне показалось, тот, кто отнес этот фильм к категории «семейных», очень сильно ошибся. Фильм не только о первой любви. В нем достаточно много сюжетных линий и смысловых пластов. Он и о сложных взаимоотношениях в семье, о проблемах смешанных браков, о тех трудностях, с которыми сталкиваются наши бывшие соотечественники, эмигрируя в чужую для них страну…