Как вписать хор в шоу-бизнес? Хору М. Турецкого - 25 лет
Просто не верится, что в этом году хору Михаила Турецкого исполняется 25 лет! Кто бы подумал, что этот странный коллектив вообще задержится на подмостках — 10 мужиков среднего возраста с очень средними внешними данными, поющие a cappella неизвестные произведения. Что здесь может привлечь широкую публику, привыкшую к динамичным, дорогостоящим, эпатажным шоу?
«Для серьёзного успеха не нужно быть величайшим певцом в мире. Всё, что нужно — это быть уникальным, как уникален отпечаток пальца», — утверждает Гордон Самнер (Стинг), известный британский музыкант, рок-певец и актёр.
Основанный в 1989 г. при Московской хоральной синагоге как «Мужской камерный еврейский хор» этот ансамбль действительно уникален: его певцы — высококлассные профессионалы. Здесь представлен весь спектр существующих мужских голосов — от баса-профундо до контртенора и тенора альтино, они имеют высшее музыкальное образование (а то и два!), знают иностранные языки, а также умеют имитировать почти все оркестровые инструменты.
Сейчас Михаил Борисович Турецкий — известный мэтр, дирижёр, продюсер, народный артист России, музыкант с мировым именем, гастроли которого расписаны на несколько лет вперёд. А четверть века назад 27-летний выпускник-отличник дирижёрско-хорового факультета музыкально-педагогического института им. Гнесиных, перед этим окончивший Хоровое училище им. Свешникова, решает продолжить обучение в аспирантуре и серьёзно заняться симфоническим дирижированием.
Однако молодая семья с маленьким ребёнком требует расходов и, соответственно, доходов, и Миша берётся за любую работу: это и ночные уборки в универсаме, и преподавание вокала, и проведение репетиций с православным хором и ансамблем политической песни, и работа хормейстером в Театре музыкального искусства.
И в том же 1989 г. Михаила постигает страшное горе — в автокатастрофе погибает его молодая жена, а вместе с ней её отец и брат. У него на руках остаётся маленькая дочка, благо помогает тёща, мужественно переносящая гибель всей своей семьи, и его пожилые родители. Михаил считает, что заменить ребёнку мать может только отец, и принимает очень важное решение — не жениться до совершеннолетия дочери. Кстати, он не нарушил данного самому себе обещания и женился только через 12 лет.
Отвлечься от страшного горя помогает работа — за полтора года созданный им хор подготовил большую программу духовной и светской еврейской музыки, практически не исполняемой после 1917 г. Этот пласт культуры оказался весьма востребован за рубежом — гастроли в Канаде, Америке, Германии, Испании, Франции проходят очень успешно. Звёзды мировой сцены Пласидо Доминго, Зубин Мета, Исаак Стерн, Хулио Иглесиас приглашают хор Турецкого для совместных выступлений.
В 1995−96 гг. хор работает по контракту в Америке, и это время Михаил и его актёры используют с максимальной пользой — они знакомятся с новой для себя яркой, динамичной, зрелищной культурой мюзикла и кантри, постигают законы современного музыкального действа. Опыт мирового шоу-бизнеса убеждает их, что любое произведение искусства будет замечено и признано, только обретя форму шоу. Публика требует экшн!
Мало знать себе цену — надо ещё пользоваться спросом. И если для этого требуется элитарное искусство мужского хорового пения превратить в яркое запоминающееся представление, мы это сделаем, решают музыканты. Это действительно очень серьёзное решение, связанное с ломкой стереотипов и готовностью учиться новому.
Одно дело — провозгласить, но совсем другое, когда не просто хористы, а уникальные солисты, обладатели коллекционных голосов начинают по 6−7 часов в день тренироваться в спортивных залах, брать уроки хореографии и драматического искусства. Это своего рода подвиг, на него способны люди, болеющие за своё дело, настоящая команда, почти семья, как говорит Турецкий.
Именно тогда начал складываться характерный «почерк» хора Турецкого, сразу узнаваемый во всём мире. Сейчас в его репертуаре более 400 великолепных аранжировок, хор поёт всё: духовную музыку последних 4-х веков и фольклор, оперу и оперетту, эстраду, андерграунд и рок-музыку. Даже «Мурка», аранжированная на консерваторском уровне, звучит как оперная ария к бурному восторгу публики.
«Только живая музыка! Никаких фонограмм!» — этому принципу хор не изменяет никогда. Чтобы зрители видели, что хор поёт вживую, певцы нередко прибегают к своим фирменным штучкам — во время исполнения самых трудных оперных арий просто опускают микрофоны и поют без них.
Почти 250 концертов в год — такую нагрузку выдержать совсем непросто. Однако несколько лет назад Михаил Турецкий начинает новый красивый проект, о котором мечтал давно. Действительно, уникальные голоса его певцов обеспечивают неограниченный репертуар, и всё-таки ему не хватает настоящего сопрано, голоса, который сможет передать зрителю ту самую волшебную женскую энергетику, нежность, любовь и… стервозность.
На кастинг прибывают 400 девушек со всех уголков России и окрестностей. После тщательного отбора остаются 40, а ещё через месяц — 10, те самые, которые и становятся новым авторским брендом Михаила Турецкого арт-группой «Сопрано10». Прекрасные вокальные и внешние данные, владение музыкальными инструментами и хореографические способности, высшее музыкальное и артистическое образование — короче, аналогов нет во всём мире.
В тот неспокойный 2001 год, когда террористы обстреливали прямой наводкой южный район Иерусалима, из всех гастролёров в город отважился приехать только хор Турецкого. После концерта зрители долго не отпускали усталых артистов, а в зале царило такое воодушевление, что по команде Михаила Борисовича публика была бы готова немедленно выступить на защиту города.
Именно после того незабываемого концерта я внимательно слежу за творчеством этого замечательного коллектива и желаю ему успехов.
«Шоу должно продолжаться!»