Как во второй трети XIX века жили русские помещики? Дом-музей художника Верещагина
Поднявшись по лестнице на второй этаж дома-музея художника Верещагина (Череповец, ул. Социалистическая, 22), мы сразу же попадем в каминный зал — комнату матушки живописца.
Анна Николаевна, по свидетельству современников, в молодости была настоящая красавица: высокая стройная брюнетка с открытым общительным характером. Часами она в белой ночной сорочке могла просиживать в каминной за туалетом, откинувшись назад и покуривая тонкую папироску, а её любимая горничная Варюшка, стоя сзади, за креслом, расчесывала ей волосы.
Хозяйством Анна Николаевна стала заниматься с возрастом, в молодости же, как правило, ограничивалась тем, что утверждала повару ежедневное меню. Она очень хорошо играла на фортепиано, но постепенно, погружаясь в домашние дела — соления, варения, забросила музицирование. Матушка художника была хорошая рукодельница и часто вышивала шерстью по канве, русским швом по полотну, плела кружева. Кстати, в этой комнате стоят стул и диван, вышивка их сидений и спинки последнего — дело рук Анны Николаевны. Так что столик для рукоделий в этом доме не простаивал. Но больше всего, будучи по природе своей радушной и хлебосольной, Анна Николаевна любила принимать гостей.
Сразу же за каминной — зеленая гостиная. Это — чисто мужская комната. На стенах — гравюры с изображенными на них батальными и охотничьими сценами, пара ружей, подвешенных на прикрытой ковром стене (отец художника был заядлым охотником), карточные столы. Слева от входа — прямоугольный, чуть вытянутый, справа — круглый. На их столешницах, чтобы игроки могли делать в ходе игры записи прямо на сукне, обычно лежали мелки в розоватых бумажках (чтобы не пачкали руку). На круглом столике — трубка с длинным черешневым чубуком, для раскуривания которой слуги приносили зажженные бумажки или тлеющие угольки из печи.
Следующая комната — кабинет отца художника, Василия Васильевича Верещагина. В молодости он учился в лицее, но учился так — ни шатко ни валко, и, не закончив курса, определился на работу в один из департаментов Сената. В отставку ушел коллежским асессором. Этот гражданский чин относился к VIII классу в табели о рангах и до 1884 г. соответствовал воинскому званию майор. У него было большое состояние: по несколько деревень в Вологодской и Новгородской губернии, огромные леса по судоходной реке Шексна.
Василия Васильевича выбирали уездным предводителем дворянства. Был он среднего роста, с небольшим брюшком, но приятной наружности, с черными вьющимися волосами. Бороду и усы брил. Василий Васильевич недурно пел старинные песни, у него был хороший тенор. Аккомпанировал он себе на одной из двух бывших у него гитар.
Характером отец художника был флегматичный, малоразговорчивый, но очень добрый, часто помогал бедным. Многие не обеспеченные семейства регулярно получали от Василия Васильевича деньги и продукты. От петербургского периода жизни у него осталась привычка покупать вещи в дорогих магазинах. Чернильница, перочинные ножи, бритва, ружья Василия Васильевича не только по-своему красивы, но и добротны. Он был большой домосед, и его любимое занятие — читать, лежа на диване в халате. При этом время от времени он засовывал книгу под подушку и предавался дреме.
Соответственно, в доме была небольшая библиотека, книги которой стояли в нескольких шкафах. Один из них — тут же, в кабинете. Детям дозволялось не только смотреть книги, но и читать их. Например, иллюстрированные путешествия Дюмона Дюрвиля. Матушка художника, отлично владея французским, предпочитала читать французских авторов в оригинале.
Естественно, была в доме и столовая комната (буфетная). Но… Что-то я и сам за время экскурсии проголодался. Может, вы тут сами посмотрите? А я сбегаю, кусну на зубок чего-нибудь вкусно-сытного…